Практическая работа 18 по черчению. Конспект урока черчения на тему "чтение сборочных чертежей"

25.03.2024

Урок разработан учителем

Горловской общеобразовательной

ш колы І – ІІ № 35

Душкиной И. А.

Урок № 18 (№ 4 в теме № 13 «Чтение и деталировка сборочных чертежей»)

Дата …………

Класс 9

Тема: практическая работа по теме «Чтение сборочных чертежей по

плану»

Цели урока:

    Образовательная: проверить знания, умения и навыки обучающихся в чтении сборочных чертежей по приведенному плану, закрепить навыки чтения сборочных чертежей и написании записей чертежным шрифтом.

    Воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, культуры труда.

    Развивающая: способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, глазомера; логического, аналитического и пространственного мышления.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя:

    учебник «Черчение.8 – 9кл.» под ред. В.К. Сидоренко

    учебные таблицы, содержащие изображение сборочных чертежей несложных сборочных единиц, написания чертежного шрифта

    дидактические материалы (карточки – задания) под редакцией Е.А. Василенко

    таблица «Рефлексия»

    электронный вариант таблиц, карточек (при наличии необходимого оборудования)

Для обучающихся: формат А4 в клетку, карточки с заданиями, чертежные

принадлежности и инструменты.

Тип урока: контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Ход урока

1. Организационный этап:

Приветствие

Организация рабочего места обучающихся, выдача карточек с заданиями, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии. Проверка готовности к уроку.

Проверка явки обучающихся.

Заполнение учителем классного журнала

Объявление темы урока.

2.Актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания.

    Учитель визуально проверяет выполнение домашнего задания

3. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы проверяем ваши знания, умения и навыки в чтении сборочных чертежей с учетом изученных условностей и упрощений, которые вы получили на предыдущих занятиях и при самоподготовке к практической работе. Я надеюсь, что это позволит успешно выполнить сегодняшнюю практическую работу и на следующем уроке приступить к изучению темы «Деталирование сборочных чертежей»

Объявление целей и задач урока:

Сегодня на уроке:

    Ученики самостоятельно должны прочитать сборочный чертеж по приведенному плану

    Выполнить технический рисунок указанной в карточке-задании детали

    Выявить недочеты и пробелы в знаниях для их коррекции и восполнения в домашней подготовке к последующим урокам

    При этом мы должны быть внимательны, мыслить, анализировать, представлять и не тратить напрасно время

    Успеха в работе

4. Практическая работа. Формирование умений и навыков.

4.1. Выдача индивидуальных карточек – заданий 10 вариантов(прилагаются)

4.2. Ответы на вопросы по заданию, если возникли.

4.3. Самостоятельная работа обучающихся под визуальным контролем учителя.

5. Подведение итогов урока.

    Учитель дает общую характеристику учебной деятельности на уроке;

    Собирает работы

Рефлексия: продолжи предложение:

    Я не думал(а), что….

    Я обязательно…….

    Мне показалось, что…….

    Мне не понравилось………

    Думаю, что мне потребуется………

6. Домашнее задание:

    Повторить материал по теме «Чтение сборочных чертежей»

    По желанию учащихся выполнить творческое задание по изученному разделу (подготовить электронную презентацию, составить кроссворд, ребус – по выбору)

Приложение

Вариант № 1

Задание 1.

Задание 2.

Вариант № 2

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

Вариант № 3

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

Вариант № 4

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

Вариант № 5

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2 . Выполните технический рисунок детали 3.

Вариант № 6

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

Вариант № 7

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2.

Вариант № 8

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 8.

Вариант № 9

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 2.

Вариант № 10

Задание 1. Прочтите сборочный чертеж по приведеному плану.

Задание 2. Выполните технический рисунок детали 1.

  1. На рисунках 244-248 приведены сборочные чертежи пяти различных изделий, а на рисунке 249 - наглядные изображения шести изделий. Некоторые из них даны на рисунках 244-248, но не все. Определите, на каких наглядных изображениях, обозначенных буквами, представлены именно те изделия, которые содержатся и на сборочных чертежах. Запишите в рабочей тетради, на каком из наглядных изображений какое изделие представлено. Форма записи: «На наглядном изображении А вычерчено...» (название изделия взять со сборочного чертежа).

Не забудьте, что не ко всем сборочным чертежам даны наглядные изображения.

  1. Прочитайте сборочные чертежи, указанные учителем на рисунках 244-248, придерживаясь последовательности, данной в 35. На вопросы (в том числе дополнительные) ответьте письменно.

Дополнительные вопросы к сборочным чертежам

Рис. 244. Чертеж для чтения

К рисунку 244

  1. Почему не заштрихована деталь 37
  2. Почему деталь 2 заштрихована крест-накрест?

Рис. 245. Чертеж для чтения

К рисунку 245

  1. Изображение Б- Б является разрезом или сечением?
  2. Для чего оно дано?

Рис. 246. Чертеж для чтения

К рисунку 246

  1. Зачем выполнен разрез А - А?
  2. Какова форма детали 5?

Рис. 247. Чертеж для чтения

К рисунку 247

  1. Почему деталь 3 заштрихована крест-накрест?
  2. Почему штриховка деталей 1 и 2 имеет разное направление?

Рис. 248. Чертеж для чтения

К рисунку 248

  1. Какой линией изображена обрабатываемая деталь?
  2. Почему специальный винт (дет. 3) на разрезе А -А не заштрихован, а на разрезе Б - Б заштрихован?

Выполните технические рисунки одной-двух деталей, предложенных учителем. Выполнить работу вам поможет соответствующее наглядное изображение.

Рис. 249 Задание для упражнений

Назначение и устройство сборочных единиц, входящих в практическую работу № 19.

  1. К дверному полотну ручку (рис. 244) крепят с помощью шурупов, для которых на основании (дет. 1) предусмотрены отверстия. Состоит ручка из основания и рукоятки, соединенных с помощью винта (дет. 3).
  2. Съемник (рис. 245) - приспособление для съемки шкивов, подшипников и других деталей с валов.

Основные детали съемника: коромысло (дет. 1), на которое надеты захваты (дет. 3) и нажимной винт (дет. 2). Предотвращает соскальзывание захвата с коромысла ограничитель (дет. 4), закрепленный винтами (дет. 5).



Демонтируемое устройство устанавливают на выступы захватов. Съемка деталей осуществляется путем вращения нажимного винта, в отверстие которого с этой целью вставляют стержень (рычаг).

  1. Приспособление (рис. 246) - кондуктор применяется при сверлении отверстий на плитках, в данном случае имеющих прямоугольный выступ.

Основание (дет. 1) кондуктора соединено с плитой (дет. 2) штифтами (дет. 5) и винтами (дет. 6). Сверху в плите находится направляющая втулка (дет. 3), сбоку ввинчена рукоятка (дет. 4).

При сверлении отверстия выступ обрабатываемой детали вставляют в прямоугольное отверстие основания, сверло направляется через втулку сверху.

  1. Ролик (рис. 247) служит опорой для перемещения тяжелых предметов. Его используют наборами по нескольку штук. Ролик (дет. 2) с резиновой шиной (дет. 3) крепят к основанию (дет. /) при помощи болта (дет. 4) и гайки (дет. 5) с шайбой (дет. в).
  2. Кондуктор накладной (рис. 248) применяют при сверлении, в данном случае двух отверстий диаметром 4,2 в обрабатываемой детали. Винт (дет. 3) кондуктора крепят к столу сверлильного станка. После установки обрабатываемой детали на нее накладывают плиту (дет. 1), которая закрепляется крюком (дет. 4). Крюк обеспечивает легкое и быстрое крепление плиты кондуктора.

§ 37. Понятие о деталировании

Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но сначала изготавливают детали, а для этого требуется обеспечить производство их чертежами. Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состояших из нескольких деталей, называют деталированием.

Рис. 250. Сборочный чертеж и наглядное изображение упора

Суть процесса деталирования будет ясна из сопоставления рисунков 250 и 251. Упор, чертеж и наглядное изображение которого приведены на рисунке 250, мысленно расчленен на отдельные детали (рис. 251, а). На рисунке 251, б даны чертежи двух деталей, как правило, они содержат различные указания, в том числе связанные с технологией изготовления детали. Здесь эти обозначения не приведены. Их изучают на занятиях практикума по машиностроительному черчению.

Рис. 251. Детали упора: а - наглядное изображение; 6 - чертеж летали «корпус»; в - чертеж детали «сухарь»

  1. Прочитать чертеж изделия в последовательности, приведенной в § 35, обратив особое внимание на форму деталей, их назначение и взаимодействие.
  2. Мысленно разобрать изделие на отдельные детали.
  3. Выделить стандартизованные детали, на которые не составляют чертежи.
  4. Определить число изображений, необходимых при вычерчивании каждой детали. Нельзя при этом копировать его с чертежа, подлежащего деталированию. Винт (дет. 3), например, на рисунке 250 представлен тремя видами. На чертеже этой детали достаточно одного вида. И наоборот, стойка (дет. 1) на рисунке 232 показана тремя видами и сечением, хотя чертеж этой детали должен содержать не меньше пяти изображений.
  5. Найти сопрягаемые поверхности деталей, т. е. поверхности, взаимодействующие с поверхностями других деталей. К таким относятся, например, поверхности штифта и отверстия для него (рис. 246).

Для сопрягаемых поверхностей надо согласовать размеры. Это значит, что одинаковыми по величине должны быть, например, наружные диаметры втулки и отверстия, куда она запрессовывается (рис. 248).

При деталировании, особенно при нанесении размеров, надо пользоваться справочниками. Так. размеры пазов для шпонок должны быть выбраны и нанесены в соответствии с рекомендациями, данными в разделе 33.1; размеры резьбовых изделий в соответствии с рекомендациями, данными в разделах 31.3 и 32.2. Наконец, справочником целесообразно воспользоваться, когда что-либо забыто или встретилось впервые. Например, в спецификации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5х15 ГОСТ 397-79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет форму, показанную на рисунке 252. Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d=1,5 мм, длина шплинта 15 мм.

Рис. 252. Шплинт

Использование справочников при чтении и составлении чертежей, в том числе и во время контрольных работ, разгружает память, позволяет получить больше новых сведений, ускоряет выполнение работы.

Выполняя деталирование, надо каждую деталь вычерчивать на отдельном листе, формат которого зависит от выбранного масштаба. Большую часть данных для основной надписи берут из спецификации сборочного чертежа.

Рассмотрим пример деталирования. На рисунке 253 дано наглядное изображение кривошипа. На рисунке 254 приведен его чертеж. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала (см. схему на рис. 255). Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. 1) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, идущий от поршня.

Рис. 253. Кривошип

Прочитав чертеж (рис. 254), устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Главный вид содержит местный разрез. Изображение детали 3 также содержит местный разрез.

Рис 254. Сборочный чертеж кривошипа

Деталь 6 - болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба Мб, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.

Рис. 255. Схема работы кривошипа

Деталь 5 - гайка с резьбой М6 имеет форму шестиугольной призмы.

Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1.

Шпонка (дет. 4) призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации.

В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал диаметром 21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали 1 и 3 соединяются призматической шпонкой.

Размеры диаметр 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный.

На детали 4,5 и 6 составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы.

Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество нзображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые поверхности и выбрав масштаб.

На рисунке 256 дан чертеж детали 2 - пальца. На чертеже, где он представлен в соединении с другими деталями, палец показан на двух изображениях, а здесь на одном, так как форма ого полностью выявляется одним видом.

Рис. 256. Чертеж детали 2 кривошипа

На рисунке 257 дан чертеж плеча. Размеры, которых не было на рисунке 254. определены с помощью углового масштаба (см. указание к работе № 20). Размеры шпоночного паза 6 и 2,8 мм -взяты из справочной таблицы (см. § 33).

Рис. 257. Чертеж детали 1 кривошипа

Размеры сопрягаемых поверхностей (для диаметров 16 и 21) взаимно согласованы.

Урок разработан учителем

Горловской общеобразовательной

школы І – ІІ № 35

Душкиной И. А.
Урок №19 (урок № 5 в теме № 13 «Чтение и деталировка сборочных чертежей»)

Дата ………..

Класс 9

Тема: Деталирование сборочных чертежей. Назначение и содержание

процесса деталирования сборочных чертежей.

Цели урока:


  • Образовательная: ознакомить учащихся с понятием, назначением и содержанием процесса деталирования по сборочным чертежам, закрепление умений учеников в чтении сборочного чертежа и написания чертежного шрифта, ориентирование на инженерные профессии

  • Воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, культуры труда и бережного отношению к чертежным инструментам.

  • Развивающая: способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, глазомера; способствовать развитию логического, аналитического и пространственного мышления; способствовать развитию интереса к техническим дисциплинам и конструированию.
Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя:


  • учебник «Черчение.8 – 9кл.» под ред. В.К. Сидоренко

  • ребус «Деталирование»

  • учебные таблицы, содержащие: 1) изображение сборочного чертежа изделия, 2) изображение чертежей деталей, полученных в процессе деталирования этого сборочного чертежа

  • электронный вариант таблиц, заданий для игры, карточек (при наличии необходимого оборудования)

  • видеофильмы по деталированию различных изделий: https://www.youtube.com/watch?v=7EGiOTD1awI&list=PLElpKZ5QlQVjbn4gsXkK_8frV4PyaFA_C

  • мел для работы на доске.
Для обучающихся: учебник, ученическая тетрадь в клетку, чертежные

принадлежности и инструменты.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока


  1. Организационный этап:
- приветствие

Организация рабочего места обучающихся, выдача недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии. Проверка готовности к уроку.

Проверка явки обучающихся.

Заполнение учителем классного журнала

Объявление темы урока и запись чертежным шрифтом в тетрадь.
3.Актуализация опорных знаний
Повторение и закрепление изученного материала на предыдущих уроках проведем в игровой форме «Да - Нет». Вам будут предложены вопросы, которые требуют ответа «Да» или «Нет». Ответ «Да» мы приветствуем хлопком (аплодисменты), ответ «Нет» отмечаем тишиной. Начинаем. Будьте внимательны!

1.Сборочный чертеж – это

а) изображение детали, содержащее необходимые сведения для ее изготовления - НЕТ

б) эскизы отдельных деталей, входящих в сборочную единицу - НЕТ

в) наглядное изображение сборочной единицы - НЕТ

г) чертеж, содержащий изображение изделий из нескольких деталей, выполняющих одну или несколько функций, а также данные для ее сборки и контроля – ДА

2. Соединения деталей бывают:

а) симметричные - НЕТ

б) несимметричные- НЕТ

в) разъемные - ДА

г) неразъемные - ДА

д) комбинированные – НЕТ
3. Разъемные соединения – это
а) соединения, которые можно разобрать, разрушив 1 – 2 детали, входящих в их состав - НЕТ

б) соединения, которые можно разобрать, не разрушая деталей, входящих в их состав - ДА

в) соединения, которые можно разобрать, разрушив все детали, а потом соединить, используя различные ремонтные работы (склеивание, пайку и т.д.) – НЕТ

4. К разъемным соединениям относят:

а) болтовое - ДА

б) заклепочное - НЕТ

в) шпилечное - ДА

г) сварное - НЕТ

д) шпоночное - ДА

е) клеевое - НЕТ

ж) винтовое - ДА

з) штифтовое - ДА
5. Чтение чертежей имеет такие этапы работы:
а) изучается основная надпись - ДА

б) определяются изображения, которыми представлено изделие –ДА

в) выполняется наглядное изображение сборочной единицы – НЕТ

г) изучается спецификация и определяется форма отдельных деталей – ДА

д) выполняется чертеж сборочной единицы – НЕТ

е) определяется, как соединены детали между собой – ДА

ж) изучаются дополнительные сведения, надписи, размеры - ДА

Игра закончена. Есть ребята, которые не ошиблись ни разу? Молодцы!

Всегда нужно помнить, что в учении самое главное – это установление истины. Если вы ошиблись, то сейчас вы запомнили верные ответы.
3. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы углубим и систематизируем свои знания о сборочных чертежах, что позволит нам на следующих уроках, успешно выполнить практическую работу по деталированию сборочного чертежа

Объявление целей и задач урока:

Сегодня на уроке мы должны:


  • Познакомиться с понятием деталирования по сборочному чертежу, его назначением и содержанием процесса деталировки

  • Как всегда мы должны быть внимательны, мыслить, анализировать, представлять и не тратить напрасно время.
4. Объяснение нового материала.

  • Запишем в тетрадях число и тему урока. Пишем аккуратно чертежным шрифтом «Деталирование сборочных чертежей».
Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но чтобы собрать изделие по сборочному чертежу, нужно предварительно изготовить детали, а значит, нужно выполнить чертежи, по которым на производстве эти детали изготовят.

Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют деталированием.

Перед началом деталирования следует прочитать сборочный чертеж. Это дает возможность определить строение изделия, взаимодействие его составных частей и их назначение. Этот процесс предусматривает условное расчленение изделия на отдельные детали и выполнение чертежей каждой из них (это выполняется в конструкторских бюро). По этим чертежам на производстве изготавливают детали рабочие различных профилей (к примеру, токари), и только потом в сборочном цехе из деталей по сборочному чертежу собирают изделие сборщики.

Рассмотрим суть процесса деталирования на примере сборочной единицы «Упор». Она станет ясна, если мы сопоставим 2 чертежа.

На первом чертеже мы видим сборочный чертеж и наглядное изображение изделия, на другом – это изделие расчленено на отдельные детали и выполнены рабочие чертежи двух деталей. Давайте внимательно изучим эти изображения. (Учащиеся рассматривают чертежи)

Проблемная ситуация.

По спецификации мы видим, что сборочная единица состоит из 5 деталей. Назовите их (корпус, сухарь, винт, шпилька, гайка) Почему же чертежи составлены только на 2 детали?

Минута на обдумывание. Ваши версии!

(Дети должны определить, что на изображении не составлены чертежи на элементы крепежных соединений – винт, шпилька и гайка, а их чертежи и остальные данные, как мы знаем из предыдущих уроков, находятся в специальных машиностроительных справочниках, потому что это СТАНДАРТНЫЕ детали)

Вывод: на стандартные детали рабочие чертежи не составляются.

Чтобы облегчить работу по составлению чертежей, рекомендуется это выполнять в таком порядке:


  1. Прочитать чертеж изделия в изученной ранее последовательности, обратив особое внимание на форму деталей, их назначение и взаимодействие.

  2. Мысленно разобрать изделие на отдельные детали.

  3. Выделить стандартизованные детали, на которые не составляют чертежи.

  4. Определить число изображений, необходимых при вычерчивании каждой детали. При этом нельзя копировать его с чертежа, подлежащего деталированию.
Проблемный вопрос: почему нельзя копировать количество изображений со сборочного чертежа на рабочий чертеж?

(Дети сами должны ответить, что количество видов на чертеже должно быть МИНИМАЛЬНЫМ, но ДОСТАТОЧНЫМ для изготовления детали. Для сокращения количества изображений есть различные условности, знаки, еще можно применить разрезы, сечения. Например, цилиндрические поверхности можно изобразить 1 видом в сочетании с разрезом, а сборочный чертеж содержит 2 или 3 вида и на всех видах есть этот элемент. На рассматриваемых чертежах деталь сухарь, которая выполнена на фронтальном и профильном виде, а при выполнении рабочего чертежа деталь изображена во фронтальном разрезе и горизонтальном виде. Если учащиеся затрудняются сделать такой вывод, учитель помогает)


  1. Найти сопрягаемые поверхности деталей, т. е. поверхности, взаимодействующие с поверхностями других деталей (к примеру в шпоночных соединениях шпонка и шпоночный паз на валу). Необходимо обязательно пользоваться справочниками, особенно, если деталь встретилась вам впервые, или что-то забылось. Это помогает разгрузить память от обилия информации, ускоряет выполнение работы, или наоборот, даст вам больше сведений.
Посмотрите на следующую чертеж. При изучении соединений мы не сталкивались с такими деталями. Именно в справочнике, вы найдете ее изображение, размеры, другие необходимые данные. Деталь называется «Шплинт»

Например, в спецификации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5 х 15 ГОСТ 397-79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет такую форму, Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d = 1,5 мм, длина шплинта 15 мм.


  • Выполнять деталирование каждой детали необходимо на отдельных листах. Их формат зависит от масштаба.

  • Основную надпись необходимо заполнять, используя данные спецификации.
Теперь давайте попробуем выполнить устное деталирование изделия «Кривошип»

5. Практическая работа (совместно с учителем)

На рисунке дано наглядное изображение кривошипа. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала.

Схема работы кривошипа

На рисунке ниже приведен чертеж кривошипа. Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. 1) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, идущий от поршня.

Чтение чертежа

Прочитав чертеж, устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Главный вид содержит местный разрез. Изображение детали 3 также содержит местный разрез.


  • Деталь 6 - болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба Мб, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.

  • Деталь 5 - гайка с резьбой Мб имеет форму шестиугольной призмы.

  • Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1.

  • Шпонка (дет. 4) призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации.

  • В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал диаметром 21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали / и 3 соединяются призматической шпонкой.

  • Размеры диаметр 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный.

  • На детали 4, 5 а 6 составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы.
Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество изображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые поверхности и выбрав масштаб.
Выполнение чертежей

Деталь «Палец» выполнен в одном виде, так как форма его полностью выявляется, хотя на сборочном чертеже он изображен на 2 проекциях.

Следующая деталь «Плечо». Чертеж приведен ниже. Обратите внимание. На нем появились размеры, которые не были указаны на сборочном чертеже. Они определены с помощью углового масштаба. Как это выполняется мы изучим на следующих уроках.

Деталь «Вал» не выполняется, так как форма ее общеизвестна, а размеры шпоночного паза 6 и 2,8 мм, который имеется в нем взяты из справочной таблицы
Размеры сопрягаемых поверхностей (для диаметров 16 и 21) взаимно согласованы.


Деталирование выполнено.

6. Домашнее задание:


  • Прочесть материал учебника на стр.195-198

  • Разобрать устно деталирование на рис. 237, 238

  • Творческое задание по желанию и выбору обучающихся составить кроссворд или ребус с ключевым словом «Деталирование»
7. Подведение итогов урока.

  • Учитель дает общую характеристику учебной деятельности на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;

  • объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда, отмечает лучших.

Рефлексия:

Сегодня я предлагаю вам оценить свое состояние после урока по графику.


8. В свободную минуту – просмотр видео (ссылка в оборудовании урока) при наличии необходимого оборудования

Приложение

1 Сборочный чертеж и наглядное изображение «Упор»

№ 2. Отдельные детали «Упора» и чертежи деталей

№ 3. Шплинт

№ 4 Кривошип

№5. Сборочный чертеж кривошипа

№6 Схема работы кривошипа

№ 8 Чертеж детали 2 кривошипа

  • В программе 9 класса изображения соединений деталей непосредственно предшествуют переходу к изучению сборочных чертежей.

  • Это объясняется тематической близостью этих разделов. Чертеж соединения деталей можно рассматривать как упрощенную разновидность сборочного чертежа.

  • Однако в целом оба вида изображений не являются по своему содержанию тождественными. Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей можно расценивать как фрагменты сборочных чертежей.

Компетенция. ЗНАНИЕ. Знание типовых соединений: болтовое, винтовое, шпилечное, шпоночное, штифтовое, сварочное, заклепочное и т. д. УМЕНИЕ. Умение различать их и узнавать на чертежах, как примеров простейших сборочных чертежей.

  • Использовать репродуктивный метод, в форме игры.(светофор)

  • Демонстрация знаний учащимися полученных на предыдущих уроках.

  • (Учитель показывает выборочно чертежи типовых соединений деталей при этом допуская ошибки, а учащимся необходимо подтвердить цветовым жетоном: красный - не верно,

  • зеленый – верно.


Изучение нового материала

  • Ставим проблему перед учащимися.(Какие бы вы задали вопросы по теме «Чтение сборочного чертежа?»

  • Вопросы учащихся.

  • Что мы понимаем под чтением сборочного чертежа?

  • Какова последовательность чтения сборочного чертежа?

  • Какие возникают трудности при чтении сборочных чертежей?

  • Анализ подобных вопросов показывает, что они в целом могут быть разделены на три основные группы.

  • Вопросы геометрического и проекционного характера;

  • Вопросы относящиеся к специальным условностям и упрощениям, применяемым на сборочных чертежах;

  • Вопросы конструктивного характера, относящиеся к устройству сборочной единицы, конструкции ее деталей, назначению, действию, порядку разборки и сборки.


Познакомить с понятием сборочного чертежа; условностями и упрощениями на сборочных чертежах; дать понятие “спецификация”, “номера позиций”.

  • Знания

  • Понятие и определение «сборочного чертежа», «деталь», «изделие», «спецификация».

  • Практическое применение сборочных чертежей, использование их в профессиональной деятельности.

  • Расположение видов на сборочных чертежах, дополнительные и местные виды; разрезы и сечения, номера позиций, линии выноски, полки, нанесение размеров.

  • Алгоритм чтения сборочного чертежа.


Сборочный чертеж, назначение сборочного чертежа


Прочитать сборочный чертеж - это значит представить форму и конструкцию изделия, понять его назначение, принцип работы, порядок сборки, а также выявить форму каждой детали в данной сборочной единице. (Метод репродуктивный, частично-поисковый. Форма фронтальная, индивидуальная)

  • Алгоритм чтения сборочного чертежа

  • 1. Изучить содержание основной надписи, выяснив название сборочной единицы и масштаб ее изображения.

  • 2. Рассмотреть на сборочном чертеже виды, разрезы, сечения и представить форму и размеры изображенного на нем изделия.

  • 3. Используя спецификацию, определить, из скольких деталей состоит изделие, выяснить название каждой из них и материал, из которого они изготовлены.

  • 4. Определить форму каждой детали, рассмотрев их изображения на сборочном чертеже.

  • 5. Выявить виды соединений деталей, использованные в изделии. Выделить стандартизованные детали на которые не выполняют чертежи.

  • 6. Установить принцип работы и последовательность сборки изделия.


Размеры, наносимые на сборочных чертежах

  • К ним относятся:

  • 1. Габаритные размеры, т. е. наибольшие внешние размеры изделия по трем измерениям (высота, длина, ширина) .

  • 2. Установочные размеры, т. е. размеры, которые необходимы для установки сборочной единицы по месту использования.

  • Это размеры, определяющие правильность установки изделия при монтаже: расстояние между центрами отверстий для установки болтов, винтов, шпилек и т. д.

  • 3. Присоединительные размеры, т. е. размеры элементов детали, изделия, обеспечивающих возможность присоединения их к другому изделию

  • 4. Монтажные размеры, т. е. размеры, необходимые для правильной установки деталей относительно друг друга, например, размеры между центровыми и осевыми линиями.

  • 5. Справочные размеры проставляются только в том случае, если это необходимо. Иногда на сборочных чертежах все размеры могут быть справочными. Чаще всего на сборочных чертежах габаритные размеры являются справочными.


Спецификация сборочного чертежа

  • Каждый сборочный чертеж сопровождается спецификацией.

  • Спецификация - это текстовой конструкторский документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта.

  • Описание спецификации дается в ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.105-79 и ГОСТ 2.113-73. Она выполняется на листе формата А4, который оформляется внутренней рамкой и содержит основную надпись чертежа. Над основной надписью помещаются графы спецификации.

  • Допускается спецификацию сборочной единицы совмещать с чертежом, если он выполнен на листе формата А4.

  • На учебных чертежах сборочных единиц разрешается уменьшать размеры основной надписи и заполнять спецификацию в сокращенном виде.


Условности и упрощения на сборочных чертежах


Формирование умений и навыков чтения сборочного чертежа.

  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПОЛУЧЕННЫХ НА УРОКЕ

  • Методы

  • По источнику знаний: практический, наглядный.

  • По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

  • Чтение чертежа(проблема):

  • Представьте что в магазине купили изделие которое нужно собрать самостоятельно. Какие ваши первые действия?

  • Формы

  • Работа в паре.

  • Индивидуальная.


Закрепление знаний полученных на уроке

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18 Чтение сборочных чертежей

  • 1. На рисунках 244-248 приведены сборочные чертежи пяти различных изделий, а на рисунке 249 - наглядные изображения шести изделий. Некоторые из них даны на рисунках 244-248, но не все. Определите, на каких наглядных изображениях, обозначенных буквами, представлены именно те изделия, которые содержатся и на сборочных чертежах. Запишите в рабочей тетради, на каком из наглядных изображений какое изделие представлено. Форма записи: «На наглядном изображении А вычерчено...» (название изделия взять со сборочного чертежа).

  • Не забудьте, что не ко всем сборочным чертежам даны наглядные изображения.

  • Подобного рода задания развивают внимание и логическое мышление


Чтение чертежа несложной сборочной единицы Задание содержит метод «мозгового штурма» на логическое мышление. Учит анализировать форму изделия и его назначение.

  • На чертеже водопроводного крана допущена ошибка.

  • представить форму и конструкцию изделия;

  • понять его назначение, принцип работы;


Метод «водоворот проблем и решений»

  • Для реализации этого метода необходимо разделить группу учащихся на подгруппы по 2-3 человек.

  • Каждой группе раздается задание и цветные маркеры (что бы у каждой группы был свой индивидуальный цвет)

  • Каждой группе по жребию достается сборочный чертеж, который необходимо прочитать и ответы зафиксировать письменно. (5мин.)

  • По часовой стрелке группы обмениваются сборочными чертежами и отмечает на против каждого пункта:

  • «+» - согласны с данным ответом;

  • «-» - не согласны с данным ответом;

  • «?» - данный ответ требует пояснения авторов.

  • Таким образом, лист с ответами группы проходит через все группы в классе, и каждая группа оставляет комментарии. Благодаря тому, что у каждой команды свой цвет маркеров, это облегчает идентификацию маркировки. После совершения полного круга, лист возвращается к группе. Команде предлагается ознакомится с предложениями и дополнениями других групп. Учащиеся представляют свою позицию и отвечают на уточняющие вопросы участников. На выступление и ответы каждой команде дается по -5 минут.

  • Выполнение подобного задания возможно как индивидуально, так и в малых группах.


Крайнее или промежуточное положение детали. На рисунке 232 изображение толкателя продолжено вверх штрихпунктирной с двумя точками тонкой линией. Что это означает?

Толкатель движется вверх и возвращается обратно в исходное положение. На сборочных чертежах крайнее или промежуточное положение детали показывают штрихпунктирной с двумя точками тонкой линией.

Обратите внимание, что на виде А (см. рис. 232) ручка (дет. 2) не показана. Форма этой детали определяется по другим изображениям. На данном виде она закрывала бы часть рукоятки, имеющей отверстие с резьбой. В таких случаях деталь не показывают, а на чертеже делают надпись: «Ручка (дет. 2) не показана».

Изображение пограничных деталей . Иногда на сборочном чертеже надо показать детали, не входящие в данное изделие. Часть такой детали показана на рисунке 248. Ее обводят тонкой линией. Это дает возможность отличить ее от деталей, входящих непосредственно в изделие.

Изображение уплотнительных устройств . Для предотвращения просачивания жидкости, пара или воздуха между подвижными деталями различных кранов, вентилей и трубопроводов применяют уплотнительные устройства.

Одно из них -сальниковое устройство (рис. 242). Для уплотняющей набивки в нем использована просаленная пенька, сдавленная при помощи нажимной втулки. Втулка (она указана стрелкой с цифрой 1) соединена с корпусом детали резьбой. Затягивая втулку, можно сжимать набивку, для того чтобы она плотно прилегала к цилиндрической оси. На чертеже набивка (она обозначена стрелкой с цифрой 2) заштрихована в клетку как неметаллический материал (см. рис. 198).

Рис. 242. Сальниковое устройство

При вычерчивании сальниковых устройств нажимную втулку всегда изображают в выдвинутом (исходном) положении.

Сокращение количества и размера изображений . На сборочных чертежах, как и на чертежах деталей, для сокращения количества изображений можно соединять половину вида с половиной разреза (рис. 242 и 243). Можно также соединять часть вида с частью разреза.

Рис. 243. Условное изображение повторяющихся элементов

Чтобы сократить размер изображения, не уменьшая масштаба, применяют обрыв (см. рис. 242, вид сверху).

Изображение одинаковых элементов . Допускается вместо нескольких одинаковых элементов изображать на сборочных чертежах только один из них. Так, например, на рисунке 243 изображен только один болт с гайкой (дет. 3 и 4). Положение остальных показано пересечением центровых линий. А на рисунке 242 показано лишь одно из четырех одинаковых отверстий под болты.

  1. Какой линией показывают на сборочных чертежах крайнее или промежуточное положение детали? Когда применяют такое изображение?
  2. Как понимать надпись на сборочном чертеже: «Ручка (дет. 2) не показана»?
  3. Когда на сборочном чертеже деталь обводят не основной, а тонкой линией? Что это значит?
  4. Как сокращают количество изображений на сборочном чертеже, если надо показать и наружный вид, и внутреннее устройство изделия?

Практическая работа № 18. Чтение сборочных чертежей

  1. На рисунках 244-248 приведены сборочные чертежи пяти различных изделий, а на рисунке 249 - наглядные изображения шести изделий. Некоторые из них даны на рисунках 244-248, но не все. Определите, на каких наглядных изображениях, обозначенных буквами, представлены именно те изделия, которые содержатся и на сборочных чертежах. Запишите в рабочей тетради, на каком из наглядных изображений какое изделие представлено. Форма записи: «На наглядном изображении А вычерчено...» (название изделия взять со сборочного чертежа).

    Не забудьте, что не ко всем сборочным чертежам даны наглядные изображения.

  2. Прочитайте сборочные чертежи, указанные учителем на рисунках 244-248, придерживаясь последовательности, данной в 35. На вопросы (в том числе дополнительные) ответьте письменно.

Дополнительные вопросы к сборочным чертежам

Рис. 244. Чертеж для чтения

К рисунку 244

  1. Почему не заштрихована деталь 37
  2. Почему деталь 2 заштрихована крест-накрест?

Рис. 245. Чертеж для чтения

К рисунку 245

  1. Изображение Б- Б является разрезом или сечением?
  2. Для чего оно дано?

Рис. 246. Чертеж для чтения

К рисунку 246

  1. Зачем выполнен разрез А - А?
  2. Какова форма детали 5?

Рис. 247. Чертеж для чтения

К рисунку 247

  1. Почему деталь 3 заштрихована крест-накрест?
  2. Почему штриховка деталей 1 и 2 имеет разное направление?

Рис. 248. Чертеж для чтения

К рисунку 248

  1. Какой линией изображена обрабатываемая деталь?
  2. Почему специальный винт (дет. 3) на разрезе А -А не заштрихован, а на разрезе Б - Б заштрихован?
Выполните технические рисунки одной-двух деталей, предложенных учителем. Выполнить работу вам поможет соответствующее наглядное изображение.

Рис. 249 Задание для упражнений

Назначение и устройство сборочных единиц, входящих в практическую работу № 19.

  1. К дверному полотну ручку (рис. 244) крепят с помощью шурупов, для которых на основании (дет. 1) предусмотрены отверстия. Состоит ручка из основания и рукоятки, соединенных с помощью винта (дет. 3).
  2. Съемник (рис. 245) - приспособление для съемки шкивов, подшипников и других деталей с валов.

    Основные детали съемника: коромысло (дет. 1), на которое надеты захваты (дет. 3) и нажимной винт (дет. 2). Предотвращает соскальзывание захвата с коромысла ограничитель (дет. 4), закрепленный винтами (дет. 5).

    Демонтируемое устройство устанавливают на выступы захватов. Съемка деталей осуществляется путем вращения нажимного винта, в отверстие которого с этой целью вставляют стержень (рычаг).

  1. Приспособление (рис. 246) - кондуктор применяется при сверлении отверстий на плитках, в данном случае имеющих прямоугольный выступ.

    Основание (дет. 1) кондуктора соединено с плитой (дет. 2) штифтами (дет. 5) и винтами (дет. 6). Сверху в плите находится направляющая втулка (дет. 3), сбоку ввинчена рукоятка (дет. 4).

    При сверлении отверстия выступ обрабатываемой детали вставляют в прямоугольное отверстие основания, сверло направляется через втулку сверху.

  2. Ролик (рис. 247) служит опорой для перемещения тяжелых предметов. Его используют наборами по нескольку штук. Ролик (дет. 2) с резиновой шиной (дет. 3) крепят к основанию (дет. /) при помощи болта (дет. 4) и гайки (дет. 5) с шайбой (дет. в).
  3. Кондуктор накладной (рис. 248) применяют при сверлении, в данном случае двух отверстий диаметром 4,2 в обрабатываемой детали. Винт (дет. 3) кондуктора крепят к столу сверлильного станка. После установки обрабатываемой детали на нее накладывают плиту (дет. 1), которая закрепляется крюком (дет. 4). Крюк обеспечивает легкое и быстрое крепление плиты кондуктора.
© uspex-vrn.ru, 2024
Строительный портал - Uspex-vrn