Что из перечисленного было следствием осуществления политики. Черты сходства

17.04.2024

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя,
о котором идёт речь.

«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь,
и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж
за "поганого", т.е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной».

Ответ:
8

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императрицу, о которой идёт речь.

«Июньский переворот 1762 г. сделал её самодержавной русской императрицей… В сочинениях [её] отразились и разнообразные интересы, и увлечения её возбуждённой мысли. Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию, она занимала видное место в ряду русских писателей XVIII в… Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками… Она признавалась, что не понимает, как можно провести день, не измарав хотя бы одного листа бумаги… Её переписка с Вольтером и заграничным агентом бароном Гримом – это целые томы».

15

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву,
о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля... Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём "концентрического наступления" в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий "Центр" и другой – из района севернее Харькова главными силами группы армий "Юг"».

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Сравните Ливонскую и Северную войну. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

Ответ: ___________________________.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31–35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с Думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В Думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов… Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать
в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

В город, где жил рабочий, перестал поступать хлеб, так как государство в рамках хлебной монополии не получало от крестьян нужного количества хлеба, который распределялся по карточкам в городах. Рабочий и его семья голодали. Вскоре в газетах он прочитал, что недавно образованное советское правительство предлагает рабочим самим, своими силами решать продовольственный вопрос. По призыву местного городского совета рабочий вступил в отряд для того, чтобы искать и забирать хлеб у богатых крестьян.

1. Укажите год, когда были созданы первые отряды, в один из которых вступил рабочий.

2. Чем можно объяснить тот факт, что крестьяне не хотели сдавать хлеб государству?

3. Какое название получили отряды, в один из которых вступил рабочий?

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Начало "холодной войны"». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с началом «холодной войны».

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Экзамен на промежуточной аттестации по истории для 9 класса.

Вариант 910

Часть 1

При выполнении заданий 1–22 запишите в поле ответа одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. В каком году произошло крещение Руси?

1) 945 г. 2) 972 г. 3) 980 г. 4) 988 г.

2. Как на Руси в XIII–XIV вв. называли представителей ордынского хана – сборщиков дани с русских земель?

1) тысяцкий 2) баскак 3) численник 4) темник

3. Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

2) экономическое разорение страны

3) формирование сословно-представительной монархии

4) учреждение патриаршества

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите город, где произошли описанные события.

«8 февраля 1238 г. монголы сделали решительный приступ. По примету, или набросанному в ров хворосту, они влезли на городской вал у Золотых ворот и вошли в новый, или внешний, город. В то же время со стороны Лыбеди они вломились в него через Медные и Ирининские ворота, а от Клязьмы – через Волжские. Внешний город был взят и зажжён. Князья Всеволод и Мстислав с дружиной удалились в Печерный город, т.е. в кремль. А епископ Митрофан с великой княгиней, её дочерьми, снохами, внучатами и многими боярынями заперлись в соборном храме Богородицы на полатях, или хорах. Когда остатки дружины с обоими князьями погибли и кремль был взят, монголы выломали двери Успенского собора, разграбили его, забрали дорогие сосуды, кресты, ризы на иконах, оклады на книгах; потом натаскали лесу в церковь
и около церкви, и зажгли».

1) Киев 2) Владимир 3) Москва 4) Новгород

5. 1807 и 1892 гг. объединены в истории России

1) проведением военных реформ

2) крупнейшими сражениями русско-турецких войн

3) заключением договоров с Францией

4) началом строительства магистральных железных дорог

6. Как назывались крестьяне, временно уходившие с разрешения помещиков на заработки в города?

1) приписные 2) отходники 3) оброчные 4) батраки

7. Одним из последствий восстания под предводительством Е.И. Пугачёва стало

1) прекращение деятельности Уложенной комиссии

2) проведение губернской реформы

3) введение бессрочного сыска беглых крестьян

4) проведение секуляризации церковных земель

8. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите место сражения, о котором идёт речь.



«Вот тут-то и последовало важное событие. Постигнув намерение маршалов и видя грозное движение французских сил, князь Багратион замыслил великое дело. Приказания отданы, и всё левое крыло наше по всей длине своей двинулось с места и пошло скорым шагом в штыки. Русская атака была отброшена, и Даву отвечал контратакой. Французские гренадеры 57-го полка с ружьями наперевес, не отстреливаясь, бросились на флеши. Они не отстреливались, чтобы не терять момента, и русские пули косили их. “Браво, браво!” – с восторгом перед храбростью врага крикнул навстречу 57-му полку князь Багратион. Град картечи ударил с французской батареи в русских защитников флешей. В этот момент в Багратиона попал осколок ядра…»

1) Аустерлиц 2) Бородино 3) Малоярославец 4) Смоленск

9. Кто из перечисленных лиц был славянофилом?

1) С.М. Соловьёв 2) А.С. Хомяков 3) Н.П. Огарёв 4) А.И. Герцен

10. Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый - это

1) военные специалисты, приглашённые на службу Борисом Годуновым

2) путешественники, оставившие записки о Московском государстве

3) руководители отрядов интервентов в годы Смуты

4) зодчие, возводившие соборы Московского Кремля



11. Сепаратный мирный договор, следствием заключения которого стал выход России из Первой мировой войны, был подписан в

1) 1914 г. 2) 1917 г. 3) 1918 г. 4) 1920 г.

12. Что из названного относится к политике «военного коммунизма»?

1) разрешение свободы торговли

2) разрешение аренды земли и найма рабочей силы

3) всеобщая трудовая повинность

4) введение платы за проезд на общественном транспорте

13. Что из перечисленного являлось одной из причин принятия советским руководством курса на коллективизацию сельского хозяйства?

1) недовольство крестьян политикой продразвёрстки

2) необходимость укрепления технической базы индивидуальных крестьянских хозяйств

3) обеспечение опережающего в сравнении с промышленностью развития сельского хозяйства

4) стремление найти средства для финансирования индустриализации

14. Название «Дорога жизни» связано с сопротивлением врагу в годы Великой Отечественной войны защитников города

1) Москвы 2) Севастополя 3) Ленинграда 4) Сталинграда

15. Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и укажите его фамилию.

«Вот и фельдмаршал Монтгомери. Обмениваемся крепкими рукопожатиями и поздравлениями с победой. Англичане строго соблюдают ритуал. Гремит орудийный салют, застыли шеренги почётного караула. А после церемонии завязалась оживлённая беседа. Наши и британские генералы и офицеры втягиваются в общий разговор. Ведётся он и через переводчиков, и без них. Монтгомери держится непринуждённо; видно, и ему передалось общее настроение. Конечно, не обошлось без фотографов, художников, корреспондентов; их, я бы сказал, было слишком много. Удивляться, пожалуй, этому нечего. Ведь это была первая встреча военачальников двух союзных армий после четырёхлетней кровавой войны с общим врагом – фашистской Германией».

1) Н.Ф. Ватутин 2) Д.Г. Павлов 3) И.Д. Черняховский 4) К.К. Рокоссовский

16. Какая из перечисленных должностей появилась в период «перестройки» в СССР?

1) Председатель Государственной Думы РФ

2) Председатель Совета Федерации

3) Председатель Президиума Верховного Совета СССР

4) Президент РСФСР

17. На XX съезде КПСС

1) было принято решение об аресте Л.П. Берии

2) был отстранён от занимаемой должности Н.С. Хрущёв

3) было принято решение о начале освоения целины

4) был подвергнут критике культ личности И.В. Сталина

18. Прочтите отрывок из Постановления Верховного Совета СССР и укажите десятилетие, когда оно было принято.

«1. Установить, что с 20 сентября <…> вся земля с её недрами, лесами и водами на территории южной части острова Сахалина и Курильских островов является государственной собственностью СССР, то есть всенародным достоянием.

2. Образовать на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинскую область с центром в городе Тойохара с включением её в состав Хабаровского края РСФСР».

1) 1930-е гг. 2) 1940-е гг. 3) 1950-е гг. 4) 1960-е гг.

19. Одним из предводителей крестьянского повстанческого движения в годы Гражданской войны был

1) С.М. Будённый 2) Н.И. Махно 3) М.В. Фрунзе 4) М.Н. Тухачевский

20. Рассмотрите схему и выполните задание.

В 1809 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой

1) I 2) II 3) III 4) IV

21. Укажите советского учёного, научная деятельность которого связана с разработкой первой советской атомной бомбы.

1) Н.И.Вавилов 2) И.В.Курчатов 3) А.Н. Туполев 4) К.А. Тимирязев

22. Рассмотрите изображение.

Событие, в честь которого выпущена данная юбилейная монета, произошло в правление князя

1) Игоря Рюриковича 2) Святослава Игоревича

3) Владимира Святославича 4) Ярослава Мудрого

Задания 23–30 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

23. Расположите исторические термины в хронологическом порядке их появления в российской истории . Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) мировой посредник

2) коллегии

3) просвещённый абсолютизм

4) жандарм

26. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Структура основных государственных расходов России и Германии
за 1895 г.(% в бюджете)

А Б В

27. Запишите термин, о котором идёт речь.

В пореформенной России название работы крестьян со своим инвентарём и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю, деньги, продовольствие.

Ответ: ___________________

28. Сравните содержание внешней политики Петра I и Екатерины II . Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) участие главы государства в посольствах в Европу

2) борьба за выход к Чёрному морю

3) усиление позиций России на международной арене

4) борьба с революционным движением в Европе

Для ответов на задания этой части (31–35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Из сочинения историка

«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Заинтересованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому развитию русских земель. В каждом из княжеств-государств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.

Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по-прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского государства, восходящим к Русской Правде».

31. Укажите время (с точностью до половины века), к которому относится начало процесса, описанного в тексте. Назовите предшественника князя, о котором идёт речь в отрывке, на киевском престоле.

32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о последствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием указанной ситуации.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

33. Крестьянин просил у помещика дать возможность выкупить отрезок, который крестьянин арендовал, отрабатывая арендную плату в хозяйстве помещика. Но помещик отказал в этой просьбе.

Выполните задания и ответьте на вопросы, связанные с данной исторической ситуацией:

1) Укажите годы, когда могла возникнуть данная ситуация.

2) Назовите реформу, проведённую правительством, которая могла сделать возможной такую ситуацию.

3) Почему помещику было выгодно отказать крестьянину?

34. Существует точка зрения, что система государственного управления России в конце первой четверти XVIII в. существенно отличалась от системы государственного управления в конце царствования Алексея Михайловича. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это отличие.

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ

ПРАВИТЕЛИ

В)Дмитрий Донской

СООРУЖЕНИЯ

1)Петропавловская крепость

2)Успенский собор Московского Кремля

3)храм Христа Спасителя

4)белокаменный Московский Кремль

· Задание 17. В 1327 г. возмущённые поборами и насилием ордынского сборщика дани Чолхана (Щелкана) жители одного из русских городов подняли восстание и перебили ордынцев. На усмирение горожан направился московский князь. Восстание было подавлено ордынско-московским войском.

1. Укажите город, где произошло восстание.

2. Назовите московского князя, принимавшего участие в подавлении восстания.

3. Какое последствие для московского князя имело его участие в подавлении восстания?

· Задание 19. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное название периода российской истории.

«В недрах русского общества всегда дремлют разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так и случилось во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, имя которой ».

o 1)опричнина

o 3)междуцарствие

o 4)раскол

· Задание 21. Установите соответствие между монархами и произошедшими в период их правления войнами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

МОНАРХИ

В)Михаил Фёдорович

ВОЙНЫ

1)Смоленская война

2)Семилетняя война

3)Северная война

4)Ливонская война

· Задание 23.

Запишите название, пропущенное в схеме.

· Задание 25. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

o 1)восстание под предводительством Степана Разина

o 2)избрание царём Михаила Романова

o 3)гибель царевича Дмитрия в Угличе

o 4)начало церковной реформы патриарха Никона

· Задание 27. Установите соответствие между войнами, которые вела Россия в XVII в. и их итогами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВОЙНЫ

А)Смоленская война

Б)русско-польская война 1654–1667 гг.

В)русско-турецкая война 1676–1681 гг.

ИТОГИ

1)вхождение в состав России Запорожья

2)присоединение Крыма к Российской империи

3)вхождение в состав России Левобережной Украины и Киева

4)отказ польского короля Владислава IV от претензий на российский престол

· Задание 29. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского».



· Задание 31. Какое из перечисленных событий относится к XVII в.?

o 1)введение заповедных лет

o 2)учреждение стрелецкого войска

o 3)создание полков «нового строя»

o 4)созыв первого Земского собора

· Задание 33. Что из перечисленного явилось следствием процесса укрепления и централизации Российского государства в конце XV – начале XVI в.?

o 1)появление постоянно действующих центральных органов управления

o 2)роспуск Боярской думы

o 3)прекращение деятельности Земских соборов

o 4)введение бессрочного сыска крестьян

· Задание 35. Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?

o 2)фабрики

o 3)мануфактуры

o 4)ремесленные мастерские

· Задание 37. Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

o 1)окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

o 2)экономическое разорение страны

o 3)формирование сословно-представительной монархии

o 4)учреждение патриаршества

· Задание 39. Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

Каталог заданий.
Задания Д3. История VIII–XVII веков: причины, следствия

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Что из названного позволило Москве стать центром объединения русских земель?

1) утверждение республиканской формы правления

2) политика, проводимая московскими князьями по отношению к Золотой Орде и основным соперникам

3) союз московских князей с государствами Западной Европы в борьбе против монгольского владычества

4) отсутствие разрушений в Москве в ходе Батыева нашествия

Пояснение.

Гибкая и дальновидная, моментами хитроумная и коварная политика московских князей и по отношению к Орде и по отношению к своим соперникам позволила Москве стать центром объединения русских земель. Остальные высказывания неверны:

1) утверждение республиканской формы правления - В Москве не было республиканской формы правления;

2) союз московских князей с государствами Западной Европы в борьбе против монгольского владычества - Москва не заключала договоров с государствами Западной Европы для борьбы с Ордой;

3) отсутствие разрушений в Москве в ходе Батыева нашествия - Москва была сожжена и разрушена Батыем.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1301.

Что со-глас-но ле-то-пи-си стало одной из при-чин при-зва-ния ва-ряж-ских кня-зей в IX в.?

1) раз-гром Русью Ха-зар-ско-го ка-га-на-та

2) не-удач-ная война Руси с Ви-зан-ти-ей

3) на-бе-ги по-лов-цев на Русь

4) меж-пле-мен-ные усо-би-цы на се-ве-ре Руси

По-яс-не-ние.

По-пыт-ка се-вер-ных сла-вян из-ба-вить-ся от вла-сти за-мор-ских ва-ря-гов в 862 г. при-ве-ла к меж-до-усо-би-цам и за-кон-чи-лась при-зва-ни-ем ва-ря-гов. Рус-скую землю ос-но-ва-ли три брата Рюрик (Ла-до-га), Тру-вор (Из-борск) и Си-не-ус (Бе-ло-озе-ро). Вско-ре Рюрик стал еди-но-лич-ным пра-ви-те-лем стра-ны.

Ответ: 4

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

Что из на-зван-но-го стало ре-зуль-та-том ре-форм Ни-ко-на в XVII в.?

1) учре-жде-ние пат-ри-ар-ше-ства в Рос-сии

2) из-ме-не-ние цер-ков-ных об-ря-дов

3) от-де-ле-ние церк-ви от го-су-дар-ства

4) пе-ре-да-ча цер-ков-ной зе-мель-ной соб-ствен-но-сти го-су-дар-ству

По-яс-не-ние.

Цер-ков-ная ре-фор-ма пат-ри-ар-ха Ни-ко-на - пред-при-ня-тый в 1650-х−1660-х годах ком-плекс бо-го-слу-жеб-но-ка-но-ни-че-ских мер в Рус-ской церк-ви и Мос-ков-ском го-су-дар-стве, на-прав-лен-ных на из-ме-не-ние су-ще-ство-вав-шей тогда в Москве (се-ве-ро-во-сточ-ной части Рус-ской Церк-ви) об-ря-до-вой тра-ди-ции в целях её уни-фи-ка-ции с со-вре-мен-ной гре-че-ской.

Пра-виль-ный ответ ука-зан под но-ме-ром 2.

© uspex-vrn.ru, 2024
Строительный портал - Uspex-vrn