Творческая группа логопедов по разработке сборника. Творчество в логопедической практике

16.04.2024

План работы творческой группы учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида»

на 2016–2017 учебный год.

Руководители учителя-логопеды :

Митина Елена Алексеевна

Соколова-Муравьёва Галина Владимировна

Состав творческой группы воспитатели:

Мартюшева Мария Петровна

Лапшина Валентина Владимировна

Ветчинкина Татьяна Ростиславовна

Сергеева Евгения Евгеньевна

Тема на 2016 – 2017 учебный год:

«Современные подходы к организации коррекционно-логопедической и воспитательной деятельности с детьми С ТНР».

Цель работы :

Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления образования.

Задачи:

1. Повысить профессиональное и педагогическое мастерство учителей-логопедов и воспитателей речевых групп.

2. Распространять опыт работы педагогов.

3. Развивать творческую инициативу, индивидуальной самообразовательной деятельности.

План работы творческой группы на 2016 -2017 уч. год.

Дата

Тема заседания

Мероприятия

Ответственные

«Основные аспекты компетентности воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

1.Утверждение плана работы творческой группы на 2016-2017 уч. год.

2. Разработка и согласование перспективно-тематических планов коррекционно-логопедической работы на 2016-2017 уч. год.

3. Консультация: «Развитие речи ребенка – одна из важнейших образовательных областей ФГОС ДО».

4. Обзор литературы по коррекции ОНР у детей.

Воспитатель: Мартюшева М.П.

«Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР».

1. Консультация: «Использование интерактивных презентаций в процессе развития и обучения детей с ОНР».

2. Обзор компьютерных игр, направленных на развитие речи.

3. Мастер-класс: «Создание мультимедиа презентации».

Учителя-логопеды: Митина Е.А., Соколова-Муравьёва Г.В.

«Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению речевого недоразвития у детей с ТНР».

1. Консультация: «Методика проведения артикуляционной и дыхательной гимнастик».

2. Мастер-класс: «Использование Су-Джок терапии в работе с детьми с ОНР». 3. Создание картотеки игр на развитие артикуляционной и мелкой моторики в речевых группах.

Учителя-логопеды: Митина Е.А., Соколова-Муравьёва Г.В.

Воспитатель: Лапшина В.В.

«Использование здоровье сберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе».

1. Консультация: «Использование здоровье-сберегающих технологий как обязательное условие формирования здоровье-сберегающей компетентности дошкольников».

2. Мастер-класс: «Массаж и самомассаж в системе коррекции звукопроизношения».

3. Отчёт учителей-логопедов и воспитателей речевых групп МБДОУ по темам самообразования.

4. Подведение итогов работы творческой группы за 2016-2017 уч. год.

5. Создание мультимедиа презентации «Лексико-грамматические игры по теме «Зима».

Учителя-логопеды: Митина Е.А., Соколова-Муравьёва Г.В.

Виктория Спиридонова
Аналитические справки к аттестации учителя-логопеда.

Аналитическая справка

О личном вкладе в повышение качества образования на основе совершенствования методов

обучения и воспитания, инновационной деятельности,

в освоение новых образовательных технологий.

Повышение качества профессиональной деятельности

ФИО (уч. -логопеда) регулярно повышает профессиональную квалификацию в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, коррекционного обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Курсы повышения квалификации

2012 г. ЛГПУ им. Пушкина «Преемственность в работе ДОУ, семьи и школы»

в объёме 72 часов

2012г. Прошла обучение по использованию в работе ИКТ.

2013г. ЛОИРО «Развитие педагогических способностей» 36 часов

2015 г. ЛОИРО «Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» в объёме 108 часов

Участие в исследовательской деятельности.

ФИО (уч. -логопеда) в 2013 году работала в творческой группе при МБУ «Выборгский районный методический центр» и разработала проект «Кошка, которая гуляет сама по себе»

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

ФИО (уч. -логопеда) участвует в муниципальных и региональных семинарах, конференциях. Активно распространяет свой педагогический опыт в форме: мастер-класс, выступление на семинарах и консультациях, презентациях для занятий, участия в социально-значимых проектах, методических разработок, проведения открытых занятий с применением ИКТ.

Анализ

учителя-логопеда по использованию ИКТ

в логокоррекционной работе

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступе-нью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

В своей работе по коррекции речи у дошкольников с ОНР использую ИКТ с 2013 года. В 2016 году логопедические группы были оснащены интерактивным оборудованием, что позволило мне использовать в своей работе применять интерактивные МИМИО-технологии.

Использование ИКТ в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

За последние два года была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

1. Разработка презентаций к занятиям по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы.

1.«Звук Бь. Буква Б»

2.«Звук и буква Б».

3.«Звук и буква К»

4.«Звук Кь. Буква К»

5.«Звуки К, Кь. Буква К»

6.«Звук и буква Ж»

7.«Звуки Г, Гь. Буква Г»

8.«Звуки З, Зь. Буква З»

9.«Звуки Л, Ль. Буква Л»

10.«Звуки Т, Ть. Буква Т»

11.«Звуки Х, Хь. Буква Х»

12.«Звуки Д, Дь. Буква Д»

13.«Звук и буква Э»

14.«Звук и буква Ы»

2. Разработка презентаций к занятиям по подготовке к обучению грамоте и развитию речи для детей подготовительной группы.

№ п/п Тема занятия с использованием презентаций

Обучение грамоте Развитие речи

1. «Гласные звуки» 1. «Транспорт»

2. «Звуки П, Пь. Буква П» 2. «Животные Севера»

3. «Звуки К, Кь. Буква К» 3. «Животные и птицы жарких стран»

4. «Звуки К-Т-П» 4. «Части тела человека»

5. «Звуки М, Мь. Буква М» 5. «Зима»

6. «Звуки Х, Хь. Буква Х» 6. «Русский народный костюм»

7. «Звуки С, Сь. Буква С» 7. «Кто такая Баба Яга?»

8. «Звуки З, Зь. Буква З» 8. «Зимние виды спорта»

9. «Звуки Н, Нь. Буква Н» 9. «Мир вещей»

10. «Звуки Д, Дь. Буква Д» 10. «День защитника отечества»

11. «Звуки Б, Бь. Буква Б» 11. «Весна»

12. «Звуки В, Вь. Буква В»

13. «Звуки Г, Гь. Буква Г»

14. «Звук и буква Э»

15. «Звуки Т-Д»

16. «Звуки Ть-Дь»

16. «Звук и буква Й»

17. «Буква Е»

18. «Звук и буква Ш»

19. «Буква Ё»

20. "Звук и буква Ж»

Мультимедийные презентации позволили привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несёт большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Презентационные материалы применяю для:

развития речевого дыхания;

автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связ-ной речи;

дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

развития фонематического восприятия,

развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

усвоения лексических тем;

развития навыков словообразования и словоизменения;

развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, де-ти имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в пол-ном объёме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде кар-тинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Так же с помощью мультимедийных презентаций провожу физминут-ки и зрительную гимнастику.

Использую мультимедийные презентации на занятиях по постановке и автоматизации звуков.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает дея-тельность учителя-логопеда.

Аналитическая справка

по итогам работы с родителями учителя-логопеда ФИО за 2013 – 2015 учебные года

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями, обучающихся осуществлялось систематически, по специальному плану.

В начале и в течение года знакомила родителей с результатами логопедического обследования и результатам мониторинга речевого развития.

В сентябре и мае учебного года организовывалось присутствие родителей во время логопедического обследования и сообщение им результатов обследования. Осуществлялся сбор анамнестических сведений о детях-логопатах.

В начале года было проведено родительское собрание с показом презентации, на тему «Давайте знакомиться» для родителей детей, поступивших в логопедические группы.

В течении года для родителей проводились консультации-всеобучи, главной целью которых было повысить компетентность родителей в во-просе коррекционного обучения.

В течение года, в конце каждого месяца проводились семинары-практикумы, целью которых было приобщение родителей к жизни группы и оказание практической помощи в организации развивающих занятий с детьми. Так же проводились индивидуальные консультации для родите-лей, цель которых была привлечение родителей к участию в логопедической работе. Организовывалось присутствие родителей на индивидуальных занятиях с последующим консультированием по проблемам ребёнка.

Велись тетради взаимосвязи между логопедом и родителями.

Специально для родителей были разработаны и выпущены памятки, темы которых отражены в плане по работе с родителями.

В мае каждого года проводилось анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворённости результатами коррекционной работы учителя-логопеда с их детьми. Все родители, участвовавшие в анкетировании дали положительные отзывы о работе логопеда (некоторые анкеты прилагаются).

По итогам анализа работы логопеда с родителями за 2013 – 2015 учебные года можно сделать вывод, что все запланированные мероприятия были реализованы, работа проводилась планово, систематично, творчески, использовались разнообразные формы работы.

Оценка образовательного учреждения по результатам контроля

деятельности учителя-логопеда

ФИО (уч. -логопеда) в 2013-2014уч. году работала с детьми с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет и продолжала с ними работать в 2014-2015уч. году. Вся коррекционно-развивающая работа осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

При планировании своей деятельности учитель-логопед учитывает режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились психолого-медико-педагогическое обследования воспитанников с целью определения задач их развития.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным учебным планом. Поставленные цели и задачи были достигнуты педагогом в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследова-тельской и продуктивной.

Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах ею была составлена рабочая программа учителя-логопеда для осуществления корекционно-развивающего обучения с детьми 5-7 лет.

ИО (уч. -логопеда) принимает активное участие в организации мероприятий ДОУ: день здоровья, день смеха, день матери, праздник Весны, встреча нового года и др.

Воспитанники педагога приняли участие в следующих конкурсах:

музыкальный – «Юное дарование», «Весёлые нотки», «Звонкий голосок», конкурс чтецов – «Весной навеянные строки».

Учитель-логопед, совместно с детьми, участвовала в различных проектах:

«Моя семья», «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Кто такая Баба Яга?».

В результате анализа проведенных мероприятий были сделаны выводы о том, что необходимо особое внимание обратить на: работу с родителями, на качественный демонстрационный материал, на работу с социумом.

В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями, в соответствии разработанному перспективному плану. Учитель-логопед в работе с родителями использовала различные методы и формы организации совместной деятельности: собрания, наглядно-стендовая информация, памятки, консультации-всеобучи, мастер-классы, семинары-практикумы и индивидуальные консультации. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы и ДОУ.

Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды. Был обновлён речевой уголок в группе, куплены дидактические пособия, приобретена методическая литература. Чётко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды в речевом уголке группы оказала благоприятное влияние на развитие речевых способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий.

При проведении непрерывной образовательной деятельности использовались как традиционные (например: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа и т. д., так и нетрадиционные методы работы (например, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические, мнемотехника и т. д). Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.

Анализ выполнения требований к содержанию и методам развития детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями группы, специалистами ДОУ, администрацией ДОУ и родителями воспитанников, а также использование приёмов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

ИО (уч. -логопеда) активно распространяет свой педагогический опыт на городском и муниципальном уровне. Ею были проведены открытые показы непосредственно образовательной деятельности, выступала на кустовых методических объединениях, участвовала в форуме воспитателей Ленинградской области «Детские сады детям». Кроме того, учитель-логопед прошла обучение на курсах повышения квалификации, обучения владения ИКТ, что способствовало её творческому и профессиональному росту.

Ирина Ивановна Тишкина
Творческий отчет педагога-логопеда

Творческий отчет

педагога- логопеда

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать : «О, как же ты красива!»

слова Е. Щукиной

Логопедическая работа в течение учебного года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учителя – логопеда в КГУ «Ясновская СШ» ».

В 2011 году я окончила Музыкально-педагогический факультет по специальности «Дефектология» . Педагогический стаж 3 года и 4 месяца лет. Все эти годы работаю учителем-логопедом в КГУ «Ясновская средняя школа» .

Проблема педагога- логопеда : «Развитие связной речи у детей, через игру»

За учебный год на логопункте были проведены следующие виды работ :

Обследование речи детей;

Участие в родительских собраниях, методических объединениях, педсоветах;

Индивидуальное консультирование родителей и педагогов ;

Исправление дефектов звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматической стороны родного языка, связной речи, формирование слоговой структуры слова у дошкольников, разбор слов на слоги, нахождение гласных и согласных букв.

В 2015 учебном году на основании заключений ПМПК на логопункт зачислены 18 детей.

Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей :

Фонетическое нарушение речи – (из всего состава зачисленных детей на логопункт) ;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ;

Общее недоразвитие речи – 33%.

В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям .

За все время работы мною было подготовлены карточки на каждый звук, материал на определенные темы по логопедии, наглядности по развитию воздушной струи, материал по развитию крупной и мелкой моторики рук, карточки по развитию артикуляционной моторики, различные карточки по правописанию.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формированию лексико-грамматических категорий и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 учебный год.

В конце учебного года будут подведены итоги для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы по динамики развитие речи детей.

В декабре были выпущены 3 ребенка с нормальной речью. Те дети, которые ожидали зачисления были зачислены на логопункт.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на контроль. За период с сентября по март проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих логопункт и детей, ожидающих зачисления на логопедические занятия. На каждый запрос родителей (зачисление на логопункт, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашних заданий логопеда и т . д., даны рекомендации и советы по всем вопросам).

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий и не делаю дальних прогнозов, так как из практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работы пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для них советчиком и помощником, стараюсь, чтобы родители поверили, что я сделаю все необходимое, чтобы помочь ребенку. За последний год многие родители недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая это издержками возраста, приводят множество оправданий речевым недостаткам своих детей «он балуется» , «не хочет» , «к школе научится» , «я в его возрасте тоже плохо говорила» . А многие родители сами имеют дефекты речи, в таких случаях приходится оказывать максимальную помощь без поддержки родственников. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей, не замечают недостатков, а потому не помогают им усваивать правильную речь. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая работа.

Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности родителей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные на коррекционных занятиях.

Таким образом, творческий отчет организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

Публикации по теме:

Аналитический отчет социального педагога ДОУ В 2014/2015 уч. году деятельность социального педагога была направлена на реализацию прав и свобод воспитанников, обеспечение охраны их.

Итоговый отчет учителя-логопеда за 2014–2015 учебный год № Показатели Количество детей 1. Общее количество детей 14 2. ОНР 14 На 1 сентября 2014 года подготовительную к школе группу компенсирующей.

Творческий отчет «Формирование навыков безопасного поведения» Помните время, когда Вы играли в «догонялки» на улице после наступления темноты, те дни, когда родители не задумываясь, отпускали Вас поиграть.

НОД учителя-логопеда и педагога-психолога для детей от 5 до 6 лет «Новая история» Подготовили педагог-психолог Шатилова Лариса Владимировна учитель – логопед Шишкова Светлана Александровна первая квалификационная категория.

Отчет по самообразованию педагога за 2014–2015 гг. Перспективный план работы на 2014-2015 учебный год Месяц Сентябрь - ноябрь Проблема Продолжить формировать знания по самообразованию педагога.

Аналитическая записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвердил основные принципы, одним из которых является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность ребенка - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития, проявляющийся во всех видах деятельности, в том числе музыкальной. Развитие творческих способностей ребенка позволяет особенным образом влиять на становление его социально-личностного роста в перспективе достижения целей, на которые ориентирует педагога Концепция модернизации российского образования.
Внедрение в практику технологии развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности, предполагает не только развитие его музыкальности, но и развитие конструктивности и креативности мышления, мобильности, динамичности, самостоятельности, успешности самореализации в социуме.
Анализируя деятельность по реализации рабочей программы развития музыкальности для детей 3-7 лет, и результаты педагогической диагностики освоения программы, пришла к выводу о необходимости направлять усилия на развитие инициативы ребенка, его мотивации.
Успешное освоение программы развития музыкальности было обеспечено в основном за счет развития музыкального мышления на репродуктивном уровне. Компонент свободы творческого самовыражения на базе приобретенных умений и навыков выражался в незначительной степени: приобретая различный музыкальный опыт, ребенок практически не умел творчески преобразовывать и использовать его в разных видах самостоятельной деятельности.
Определила проблему: развитие музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста невозможно без внедрения системы образовательной деятельности на основе музыкальной творческой педагогики.
Предположив, что использование системы образовательной деятельности на основе специальных технологий, обеспечит развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, определила данное направление как приоритетное.
Определила цель - создание условий для развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
- разработать и реализовать систему музыкально-игровых заданий и развивающих упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих способностей детей;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
- повысить компетентность педагогов и родителей ДОУ в вопросах музыкального развития детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач собственную педагогическую деятельность выстраивала на основе соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики - творческой («Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э Тютюнниковой) и профессиональной.
Планируемый результат на уровне всех участников образовательных отношений:
·дети: положительная динамика развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
·родители: участие в образовательном процессе; приобретение опыта совместной музыкальной творческой деятельности с детьми;
·музыкальный руководитель: повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста; активизация личного творческого потенциала; приобретение опыта использования творческой музыкальной педагогики в образовательном процессе; обогащение опыта создания и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО; освоение технологии проектной деятельности; расширение опыта партнерского взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.

При разработке системы образовательной деятельности, направленной на развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности, использовала технологии и подходы орфовской педагогики (элементарное музицирование). В основе его концепции «элементарное музыкальное воспитание» лежит идея личностно-ориентированного импровизационно-творческого музыкального обучения. Акцент сделан не на конструктивно-технологических, а на художественно-творческих заданиях, способствующих пробуждению и развитию музыкальных способностей. Главный дидактический принцип музыкально-педагогической концепции Карла Орфа – «учимся, делая и творя». Ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных действий. Действие, умение делать что-либо - надежная гарантия усвоения любого знания. В коллективном музицировании дети не только учатся у педагога, но и друг у друга. Идея, подсмотренная у партнера, находит иное воплощение – так работает вариативное развитие, необходимое для приобретения разностороннего музыкального опыта. Детям необходимо творить и переживать , чтобы понимать .

Принципы музыкального воспитания, лежащие в основе методики отечественной детской музыкальной творческой педагогики «Элементарное музицирование с дошкольниками» (автор Т.Э Тютюнникова), подобны принципам и методам орф-технологии. В каждом из разделов программы «Учусь творить» (разработана секцией «Музыка. Творческая музыкальная педагогика» Педагогического общества России) значительное место уделено созданию условий для естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей, способов их внутреннего раскрепощения. В основу методики положены два метода, которые определяют приемы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, формирования навыков и умений.
Метод активизации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества. Здесь импровизация рассматривается как главный принцип музыкального и личностного развития детей. Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Метод моделирования является здесь механизмом обучения. Различными способами моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и другие компоненты музыкального языка.

Проектируя педагогическую деятельность по развитию музыкальных творческих способностей, опиралась на технологию творческой музыкальной педагогики (автор Т.Э.Тютюнникова), которая соответствует поставленным задачам и требованиям ФГОС ДО.
Были определены основные направления деятельности:
- организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
- разработка и внедрение в практику работы системы музыкально-игровых заданий и развивающих упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих способностей детей;
- разработка системы мониторинга развития музыкальных творческих способностей в соответствии с методической темой;
- взаимодействие с педагогами, родителями, социальными партнерами.

Образовательную деятельность осуществляла на основе рабочей программы, переработанной с учетом ФГОС ДО. Для решения задач музыкального развития использовала модель образовательной деятельности, которая включала непрерывную образовательную деятельность, разные формы совместной деятельности педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с педагогами, родителями и социальными партнерами.

Педагогическую деятельность по организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) осуществляла в соответствии с ООП детского сада, рабочей программой и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


Образовательное пространство музыкального зала оснащено разнообразными средствами обучения и воспитания (дидактические пособия, игрушки, детские музыкальные инструменты, атрибуты для игр, костюмы), в том числе техническими (телевизор, музыкальный центр, синтезатор, проектор, экран). Разнообразие и достаточное количество детских шумовых музыкальных инструментов было обеспечено за счет активного участия родителей и детей в изготовлении нетрадиционных инструментов из различных материалов. Сформированы комплекты творческих шумовых оркестров: оркестр «поварят»; оркестр «школьных принадлежностей»; оркестр «маминых предметов»; оркестр «папиных инструментов»; «лесной» оркестр.
Элементы среды музыкального развития детей дошкольного возраста, являются полифункциональными, что обеспечивает возможность разнообразного использования предметов, пособий, атрибутов. В зависимости от задач они могут быть дидактическим пособием, шумовым или детским музыкальным инструментом, атрибутом для игры, танца, двигательного этюда, средством коммуникации, стимульным материалом для проявления творческих, лидерских, индивидуальных особенностей ребенка.
В целях совершенствования программно-методического обеспечения педагогической деятельности по музыкальному развитию детей:
- пополнила методическую библиотеку новыми разделами (здоровьесберегающие технологии музыкального развития, материал регионального содержания);
- сформировала электронный вариант библиотеки методической литературы и нотного материала, а также информационный банк литературы по творческому музыкальному развитию детей;
- составила рукописный сборник, содержащий народные, в том числе уральские хороводные и музыкальные игры, картотеку авторских музыкальных игр;
- разработала авторские варианты игр других авторов с включением в них задач творческого развития или определенных дидактических компонентом с учетом индивидуального подхода к воспитанникам;
- разработала авторские партитуры для детского оркестра с учетом конкретных индивидуальных особенностей и потребностей каждого участвующего ребенка.
Все это способствовало поддержанию интереса к разным видам музыкальной деятельности, развитию музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста были подобраны из разных источников игры, музыкально-игровые задания и развивающие упражнения, которые систематизированы по видам музыкальной деятельности.


Для эффективного использования данного материала были составлены картотеки музыкальных игр и игровых заданий, направленных на коммуникативно-социальное и музыкально-творческое развитие дошкольников, в которые включила авторский материал (игры, ноты, тексты, игровые модели).
Примеры игрового материала в картотеке (по видам деятельности):
- пение («Звучащие нити», «Как кричит крокодил», «Песенка моя», «Сидит Яша»);
- музыкально-ритмические движения («Учитель танцев», «Часы», «Боюсь - не боюсь», «Танцуй-замри», «8 шагов»);
- слушание («Вижу музыку», тематические творческие задания на передачу музыкального образа в рисунке);
- игра на музыкальных инструментах («Мани-мо», «Топ, топ, топотушки», «Разноцветные коты», «Что услышала ворона»);
- игра-драматизация («Таря-маря», «Растворились ворота», «Однажды музыканты», «Гости», «Кострома», «Как у дяди Трифона»).

Для создания благоприятного психологического климата учитывала индивидуальные и возрастные особенности воспитанников. Способствовала формированию устойчивой мотивации детей к музыкальной деятельности, развитию художественного вкуса, расширению и обогащению их музыкально-образных представлений через учет и отражение в непрерывной образовательной деятельности их текущих интересов и потребностей. Уделяла постоянное внимание формированию личностных качеств воспитанников, создавала условия для развития коммуникационных способностей, обеспечения позитивной социализации, развитию детской инициативы и самостоятельности.
В образовательном процессе активно использовала современные педагогические технологии:
- специальные технологии (технология музыкального воспитания К.Орфа и его последователей);
- здоровьесберагающие (логоритмика, пальчиковые игры, двигательные разминки, фонопедический метод развития голоса, психогимнастика, игровой массаж);
- метод проектов (детско-родительский проект «Я знаю, кто написал эту музыку»; индивидуальные творческие проекты «Моя сюита», «Я рисую музыку»; групповые детские творческие проекты «Музыка осени: веселая и грустная», «Сказки-шумелки»);
- информационно-коммуникационные технологии (видеопрезентации «Танцы народов Севера», «Кружева: красота русских хороводов», «Масленица», «От улыбки станет всем теплей», «Оркестр и дирижер», «Оркестр русских народных инструментов», «Уральские ложкари», «Встреча с оркестром»; виртуальные экскурсии «Веселый выходной», «Во- кузнице»).
Составила видеотеку в соответствии с календарно-тематическим планом, материалы которой использовала в разных формах образовательного процесса:
- мультфильмы по дорожной и пожарной безопасности;
- видеоматериалы по формированию представлений детей об окружающем мире (птицы, космос, времена года, явления природы, профессии, театр, уральские творческие коллективы, деятели культуры),
- мультфильмы по сказам П.Бажова;
- мультфильмы и фильмы с музыкой П.И.Чайковского, М.П. Мусоргского, С.Прокофьева, В.Бибергана (уральский композитор), А.Хачатуряна, К.Сен-Санса, А. Вивальди, Э.Грига, И.С.Баха, Л.Бетховена, а также советских композиторов–песенников (В.Шаинский, Г.Гладков, Гр. Гладков, В.Львовский, А.Рыбников, А.Градский, Е.Крылатов, Ш.Калош, Д.Кривицкий, И.Цветков).

Осуществляла постепенный переход от репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов к продуктивным методам обучения (исследовательско-поисковый). Например, при работе в разделе «игра на детских музыкальных инструментах в оркестре» дети самостоятельно предлагали разные варианты оркестровки того или иного произведения, исполняли, самостоятельно выбирали из нескольких вариантов лучший. Поощряла инициативу и творческие проявления в традиционных подвижных играх с музыкальным сопровождением.

Акцентируя внимание на поощрение инициативы и разнообразных творческих проявлений, в работе с детьми использовала следующие педагогические методы и приемы:
- игры, игровые задания и упражнения; музыкально-дидактические игры; игры со звуками; логоритмические игры и упражнения; пальчиковые игры, упражнения для развития мелкой моторики;
- показ, наглядно-иллюстративные методы, использование дидактических пособий;
- моделирование;
- импровизация;
- экспериментирование; творческие, исследовательско-опытнические, проектные задания;
- создание проблемных ситуаций;
- использование ИКТ;
- переключение (комбинирование) деятельности;
- положительное подкрепление, поощрение;
- самооценка результативности собственной деятельности (для старших дошкольников);
- наблюдение за музыкальной деятельностью сверстников и взрослых.
Большое внимание уделяла проектной творческой деятельности и использованию ИКТ, позволяющей эффективно влиять на образовательный процесс по музыкальному развитию.

Для оценки педагогической деятельности разработала карту мониторинга развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, позволяющую отслеживать не только динамику индивидуального развития воспитанников, но и анализировать отдельные показатели.
Результаты мониторинга использовала для оптимизации групповой, а также индивидуально-дифференцированной работы посредством динамичной корректировки содержания деятельности, направленной на развитие творческого потенциала детей во всех видах музыкальной детской деятельности.
По данным мониторинга развития музыкальных творческих способностей воспитанников отмечено значительное приращение количества детей, у которых показатели музыкального творчества проявляются на достаточном и близком к достаточному уровню. Если в 2013-2014 учебном году на конец года недостаточные показатели отмечены у 40% детей, то в конце 2015-2016 учебного года этот показатель снизился до 12%. Проявление показателей музыкального творчества на достаточном уровне у воспитанников ДОУ на конец года выросло с 7% (май 2014) до 48% (май 2016).
Положительная динамика развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности педагогической деятельности.
Кроме фиксированных показателей мониторинга я также наблюдала изменения, происходящие в детях, которые имеют для меня как педагога особую ценность: дети стали более инициативными, повысилась их мотивации к музыкальной деятельности, выросла их самооценка. Я постоянно была свидетелем ярких положительных эмоциональных проявлений детей в коллективной музыкальной деятельности, их удовлетворенности возможностью самореализации в процессе музыкального творчества, а также роста потребности в приобретении нового творческого опыта.
Отслеживая успехи выпускников, отметила, что за последние 4 года около 20% выпускников детского сада успешно продолжают свое музыкальное развитие в детских музыкальных школах, два ребенка получают образование в специальной школе-десятилетке при УГК им. М.П.Мусоргского. Среди детей-выпускников детского сада есть лауреаты и дипломанты музыкальных конкурсов различного уровня. Эти данные также свидетельствуют об успешности музыкального развития детей на уровне дошкольного образования, их стойкому интересу к музыкальной деятельности, желанию расширить свои непосредственно исполнительские возможности.

Модель педагогической деятельности по развитию музыкальных творческих способностей, кроме воспитательно-образовательной работы с детьми, включала и такие направления как взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.
Организуя взаимодействие с педагогами, применяла личностно- ориентированный дифференцированный подход. Проводила консультации для молодых педагогов («Роль воспитателя во время организованной музыкальной обучающей деятельности», «Подготовка детей к утренникам, праздника, развлечениям», «Логоритмические игры и музыкальные физкультминутки в НОД», «Музыка в организации режимных моментов», «Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Содержание музыкальных уголков в группах»). Совместно с опытными педагогами разрабатывала и принимала участие в открытых образовательных мероприятиях разного уровня: методическое объединения воспитателей, методическое объединение учителей-логопедов, участие детей в фестивалях, конкурсах (в том числе в областных олимпиадах по программе дополнительного образования – английский язык), районных мероприятиях, проведении мастер-классов.
По запросам педагогических работников оказывала консультативную и техническую поддержку в работе с программами ПК, по использованию ИКТ в образовательном процессе (помощь в подготовке презентаций, электронном оформлении иллюстративного материала).
Являюсь членом методического совета детского сада, экспертом смотров и конкурсов внутри учреждения, секретарем Педагогического совета, членом Аттестационной комиссии.
Одним из направлений взаимодействия с педагогами является развитие их творческого потенциала. С 2009 года вокальный ансамбль педагогов детского сада принимает участие в концертах и досуговых мероприятиях для детей и родителей, в 2017 году фольклорный ансамбль стал лауреатом городского фестиваля творческих возможностей педагогов «Большая перемена».
Через сеть Интернет осуществляла взаимодействие с коллегами из других ДОУ, в том числе из других городов России (общение, обмен опытом через электронную почту и видео звонки Skype). На сайте «Учебно-методический кабинет «Пед-копилка» веду личный блог /blogs/irina-sergevna-kurkina , где размещаю авторский материал и сценарии.

При реализации рабочей программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста использовала сетевую форму. Она включала организацию музыкальных досугов и развлечений для воспитанников детского с участием педагогов и учащихся ДМШ № 3, фольклорного ансамбля «Красно Солнышко» (худ.руководитель Матвеева Т.В.), артистов екатеринбургских театров и филармонии.
Ярким примером сетевого взаимодействия служит музыкальная гостиная «Нас песня к Победе вела», которая была проведена в 2015 году в рамках областной акции «Марш победы». В ней приняли участие воспитанники, родители, сотрудники детского сада, его выпускники и учащиеся ДМШ № 3 (материалы мероприятия и фильм-отчет представлены на личном блоге).

Реализуя содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, активно сотрудничаю с композитором, профессором УГК М.А.Баском. Формы сотрудничества: организация встреч композитора с детьми, концерты, методическая и консультационная помощь. На сборник авторских песен, музыкальных игр и партитур для детского оркестра, который готовится для издания, имеется отзыв композитора.

Организуя взаимодействие с семьями воспитанников, опиралась на концептуальные подходы современных педагогов (Доронова Т.Н.,Соловьева Е.В., Гризик Т.И., Арнаутова Е.П.) и ФГОС ДО (раздел III, п.3.2.5):
- диалогичность общения;
- деятельностный характер сотрудничества;
- непосредственное вовлечение в образовательную деятельность;
- поддержка образовательных инициатив семьи.
Для реализации данных подходов использовала активные формы взаимодействия:
- совместные детско-родительские проекты «Музыкальная мастерская», "Я знаю, кто написал эту музыку!"
- практикумы и мастер-классы («Дома играем - музыкально развиваем», «Логоритмические и музыкальные пальчиковые игры», «Как нарисовать музыку», «Домашний оркестр»);
- участие родителей в образовательных и досуговых мероприятиях (праздники, музыкальные развлечения, концерты).
В целях повышения компетентности родителей по вопросам музыкального развития дошкольников проводила консультации на темы: «Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста», «Музыкальное развитие как фактор подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе», «Развитие музыкального творческого потенциала ребенка как путь к развитию детской инициативы и самостоятельности».
Размещала информацию для родителей на родительском форуме и в группах социальных сетей, созданных родителями воспитанников для оперативного обмена информацией.

В результате планомерной и систематической работы по развитию музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста добилась положительной динамики развития, о чем свидетельствуют результаты диагностики.
Наряду с положительной динамикой развития музыкальных творческих способностей мною отмечены следующие изменения:
- активизация уровня инициативности детей, повышение мотивации к музыкальной деятельности;
- повышение самооценки детей;
- яркие проявления положительного эмоционального опыта в коллективной музыкальной деятельности;
- удовлетворенность детей возможностью самореализации в процессе музыкального творчества, их потребность в наличии новых возможностей.
Результаты, полученные при использовании нового подхода к музыкальному развитию детей дошкольного возраста через внедрение технологии музыкально-творческой педагогики, свидетельствуют о его целесообразности и эффективности.

В ходе реализации системы педагогической деятельности по созданию условий для развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста были выявлены следующие проблемы:
- индивидуализация музыкального развития детей, в том числе развития музыкальных творческих способностей;
- вариативность содержания, форм, способов и методов реализации системы деятельности по развитию музыкальных творческих способностей детей.
Выявленные проблемы актуальны в современных условиях развития системы образования и введения ФГОС ДО. Для их решения необходим поиск и внедрение новых форм работы, направленных на реализацию принципа индивидуализации образования. В связи с этим целью педагогической деятельности на ближайшие годы определяю как создание условий для индивидуализации и вариативности работы по развитию музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Ставлю перед собой следующие задачи:
- скорректировать рабочую программу в части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом парциальной программы, направленной на развитие музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста;
- составить индивидуальные маршруты развития детей по результатам педагогической диагностики;
- осуществлять образовательную деятельность с учетом индивидуальных маршрутов развития детей;
внедрить инновационные формы образовательной деятельности по развитию музыкальных творческих способностей детей, обеспечивающих индивидуализацию.

Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы об успешности достигнутых результатов на уровне всех участников образовательных отношений. Повышение личных профессиональных компетенции через внедрение технологий музыкальной творческой педагогики, активизацию личного творческого потенциала, создание необходимой РППС, расширение практики использования в образовательной работе современных педагогических технологий, в том числе ИКТ, расширение опыта партнерского и сетевого взаимодействия позволило эффективно повысить результативность поставленных педагогических задач.

Активно транслировала опыт работы на мероприятиях разного уровня:
- 2013г., районное методическое объединение музыкальных руководителей, мастер-класс «Искусство игры на ложках»;
- 2015г., районное методическое объединение воспитателей и музыкальных руководителей, тема «Создание виртуальной экскурсии»;
- 2015г., XXI городские открытые Педагогические чтения, тема «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в музыкальной деятельности как условие успешной реализации ООП ДО»;
- 2016 г., районное методическое объединение музыкальных руководителей, мастер-класс на тему «Виртуальная экскурсия по Екатеринбургу»;
- 2016 год, городской семинар-практикум для педагогов ДОО «На экскурсию вместе с родителями: музейная педагогика в ДОО».

Имею публикации:
- авторских песен «Это осень к нам пришла», «Уличные правила» в журнале «Справочник музыкального руководителя» (№8 2013г, №8 2014г.). Имею письменное подтверждение от редакции журнала о том, что песни «Моя лошадка» и «Мама» включены в план выхода журнала «Справочник музыкального руководителя» и будут опубликованы в соответствии с графиком, утвержденным в редакции;
- авторского материала и сценариев на личном блоге на сайте «Пед-копилка».
авторского материала и сценариев на личном блоге на сайте «Пед-копилка» (

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Задачи мастер-класса:

  • представить основные идеи диалогического подхода в образовательной практике;
  • охарактеризовать творческую лабораторию педагога;
  • продемонстрировать возможности методов художественного творчества в практике помощи детям с речевыми нарушениями;
  • расширить представления о профессии учителя-логопеда.

Участники: специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методисты, руководители образовательных организаций, представители общественных организаций.

Фокус-группа: три подгруппы по 3 человека.

Дидактический материал: гуашь, кисточки, ручки, альбомы (по количеству участников), зеркало, ножницы, зубная щетка, катушка с нитками, видеопрезентация по теме.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Краткое описание:

Логопедия традиционно лежит на стыке медицины и педагогики, и логопедическая практика представляет особую трудность для диалогической психологии вследствие центрированности на технических аспектах речи. Тем интереснее представляется представленный в рамках мастер-класса успешный опыт работы, где диалогический подход позволил организовать творческое взаимодействие детей и взрослых, позволившее не только решить логопедические проблемы, но и выйти на обсуждение более широкого круга тем и вопросов. Показано, как адресация к целостной личности, включая и духовно-нравственные измерения, позволяет задействовать ее творческие силы, что и становится залогом позитивных изменений.

Ожидаемые результаты: развитие способности к диалогическому взаимодействию с ребенком; стимулирование мотивации моделировать образовательную деятельность с использованием методов художественного творчества.

По итогам мастер-класса участники:

Будут знать: особенности применения методов художественного творчества в практике помощи детям с речевыми нарушениями; разновидности методов художественного творчества, соответствующие разным целям логопедической работы.

Будут уметь: применять методы художественного творчества в конкретной ситуации обучения.

План проведения:

  1. Введение в тему. Вступительное слово. Цель: актуализация знаний в данной проблемной плоскости.
  2. Основная часть. Цель: знакомство с теоретическими основами методов художественного творчества в логопедической практике .
  3. Практическая часть. Цель: работа в мини-группах, представление результатов работы.
  4. Обсуждение результатов работы. Заключительное слово ведущего по всем вопросам и предложениям. Цель: подведение итогов работы.

Ход мастер-класса

1. Введение в тему. Вступительное слово.

– Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс “Методы художественного творчества в логопедической практике”. Помимо титульного названия у мастер-класса есть название рабочее, и звучит оно примерно так: “О ребенке, художественном творчестве, диалоге и не только…”. Почему так?

О ребенке, потому что ребенок – это центр педагогической Вселенной…

О художественном творчестве, потому что художественное творчество – это один из возможных и многочисленных путей к центру Вселенной…

О диалоге, потому что диалог – это контекст, который позволяет преодолеть путь к центру Вселенной, раздвигая при этом ее границы до бесконечности… Ни для кого не секрет, что диалог – это полисемантическое понятие. А потому определимся с терминологией. Мы не будем говорить о диалоге, как обмене репликами в процессе коммуникации, не будем говорить о диалоге как форме речи. Мы будем говорить о диалоге как способе отношений между людьми, а если быть более точной, о диалоге как качестве этих отношений. Чем глубже всматриваешься в понятие диалог, тем ощутимее становится его универсальность и многогранность. Кажется, что в мире гуманитарного знания нет таких тайн, которые невозможно открыть с помощью этого волшебного ключа. Или таких, к которым можно прикоснуться, сохраняя монологическую позицию. В области художественного творчества, о котором сегодня тоже пойдет речь, необходимость диалогизма не кажется такой очевидной, как в области педагогики или логопедии. Но это лишь на первый взгляд. Для художественного творчества и для познания художественного творчества с первых шагов человеку необходима диалогическая позиция.

Итак, взяв курс на диалог, мы начинаем.

2. Основная часть.

Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем:

– Ребенок должен жить в мире. Вопрос: Как вы полагаете, носит ли эта фраза завершенный характер? Почему? В каком мире должен жить ребенок? Естественной средой обитания ребенка является тайна, чудо, волшебство. Приглашаю вас в волшебный мир детства, в котором все живет и дышит. В этом мире можно встретить банку, которая хранит запах солнца и след от ранки, в котором влажная тряпка для доски непременно превращается в Царевну-Лягушку, а сверчок за печкой – в скрипача на крыше. Попадая в это мир, любой Взрослый становится волшебником. И с вами это тоже случится. Давайте проверим? Перед вами четыре предмета, знакомые каждому: шариковая ручка, катушка с нитками, зеркало и зубная щетка. Превратите эти предметы в волшебные, и создайте с их помощью изображения. Создав его, всмотритесь в изображение и попробуйте рассказать, что вы увидели…

Я же вернусь к нашим гостям и расскажу о причинах, по которым следует заниматься художественным творчеством.

1 причина: занятия художественным творчеством – это следование социокультурным традициям. Первые люди изначально существовали в хаосе и пытались создать из него космос. Так появились отпечатки ладошек на песке, позже – наскальные рисунки, а потом и другие творческие продукты.

2 причина: занимаясь художественным творчеством, ребенок развивает когнитивные способности. Он усваивает сенсорные эталоны, учится пространственно и образно мыслить, тренирует внимание и память. И все это в интересной деятельности, без слез, упреков и обид…

3 причина: творчество и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом, и в нашем мозге они продолжают жить рядом, помогая друг другу. Вы, как никто другой, знаете, как значим в логопедической практике рисунок, которой помогает малышу выразить то, что недоступно пока выразить посредством слова.

4 причина: дети с речевыми нарушениями, как правило, застенчивые, тревожные, нерешительные. Занятия художественным творчеством позволяют гармонизировать эмоциональную сферу малыша: снять эмоциональное напряжение и тревожность, повысить общий эмоциональный фон, развить направленность на сферу человеческих отношений.

5 причина: занятия художественным творчеством воспитывают волю, мотивацию и дисциплину: заниматься можно и нужно постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. С тем лишь отличием, что художественное творчество – это воспитание характера без риска травмы.

6 причина: художественное творчество развивает навыки общения. Ребенок знакомится не только с творчеством И.Я.Билибина или В.М.Васнецова. Вглядываясь в гениальные изображения, малыши знакомятся с их авторами, учатся видеть другого человека, понимать мир и себя в этом мире.

7 причина: быть может, самая важная – творчество воспитывает сердечный слух и родственное внимание, то есть воспитывает Человека.

Характеристика творческой лаборатории, представление полученных результатов:

Без сомнений ваши усилия будут вознаграждены. Результаты не заставят себя ждать, они будут разные у всех, но замечательные и неповторимые у каждого. И это убедительно доказывают детские тексты, полученные в практике работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи. (Дети 6-го года жизни поступили в логопедическую группу с заключением “общее недоразвитие речи, II – III уровень речевого развития”, проходили курс коррекционного обучения в течение двух лет).

Технология “монотипии”. На одном из занятий мы наносили краску на подкассетники и ставили штампы на лист бумаги. У каждого оказались свои изображения. О каждом из них хотелось рассказать:

Алина М.: 6,5 л.:

Это следы. А это волшебный человек. Он всё может делать. Солнце ему дало волшебство. Облако дало красоту. Трава помогла добраться до сказочного леса, в котором жил медведь. Медведь и волшебный человек подрались из-за этих следов. Но потом они поняли, что это их следы.

Некоторые изображения были как истории. В них начиналась жизнь: существа думали, ходили, встречались и разговаривали – помогали друг другу…

Илья Л., 6 л.:

Ползла змея и видит: стоит грустная лошадь.
Змея: – Что такое с тобой случилось?
Лошадь: – У меня нет головы и ног.
Змея приделала всё свое, и стали они одним целым.

Неожиданно оказалось, что на все изображения можно посмотреть сразу и увидеть…диафильм!

Настя К., 6 л.:

Мы попали в Анапу. Там море, пляж, солнце, скалы. Волны пляшут на море. Скалы высокие-высокие, до неба. Я там плаваю. Но вдруг мы встречаем на берегу крокодила. Он светло-зелёный. Все его испугались, и настроение испортилось. Я нырнула глубоко и вынырнула. Его уже там не было. А я увидела, что уезжает Дед Мороз. Он привозил подарки: самолёт, шарики, лошадь, заводную рыбку и робота-собачку и вкусный вишнёвый торт.

Технология “Ниткопись”. Затаив дыхание, наносим краску на ниточку, оставляя концы не закрашенными. Расправляем нитку на листе бумаги, сворачиваем лист пополам, придерживаем лист ладошкой и вытягиваем нитку. Разворачиваем лист, а там…Там и птичка, и свечка, и месяц…Как тут промолчишь?!

Даша Ц., 6 лет:

Месяц взошёл на небе. И тут прилетела птичка. Птичка задела месяц, а он упал и потух. Откуда ни возьмись, появилась волшебная свечка. Она зажгла месяц, и он стал чудесней чудесного, но поднять его не смогла. Тогда свечка подбавила ещё чудесного огня, и месяц поднялся. Так свечка и волшебный огонь спасли месяц.

Иван О., 6,5 лет:

Жила-была птичка. Птичка сидела на ветке, а над ней светил месяц. С него упали лёгкие мокрые капельки. Месяцу было холодно, потому что наступала зима. Рядом рос чудесный сад. В середине сада стоял дом. Птичка подлетела к дому и увидела, что в доме горит свечка. Вдруг подул сильный ветер, и птичка упала на травку. Птичку поднял и спас большой папа. Огромный папа принёс птичку домой и согрел её. Птичка осталась жить в доме.

Технология “кляксография”. На другом занятии нам пришла идея “играть в кляксы”. Мы наносили кляксу на лист бумаги, раздували ее через соломинку и дорисовывали щеткой. Так появились новые изображения и интересные истории. Слушаешь их и понимаешь, что в душе ребенка живет целый мир, наполненный образами и переживаниями. От нас взрослых требуется всего лишь вслушаться и постараться не пропустить самое главное.

Кирилл П., 6,5 лет

Жила-была в аквариуме рыбка. Она была очень весёлая, но одной в аквариуме было скучно, и рыбка загрустила. Поэтому решила, однажды, рыбка отправиться в водную школу. В школе рыбка подружилась с одиноким крабом. Они вместе после уроков выходили из школы и прыгали через скакалку. Потом рыбка нашла еще друзей. Они стали изучать человека, думали добрый он или нет. Они узнали, что люди иногда бывают злые, они ловят рыбок и хотят их жарить. Но бывают и добрые люди, которые ласково смотрят на рыбок, когда те плавают в море.

3. Практическая часть.

Представление результатов работы.

А теперь давайте заглянем в творческую мастерскую наших волшебников. Участники фокус-группы демонстрируют изображения и рассказывают о них.

4. Обсуждение результатов работы.

Заключительное слово по всем вопросам и предложениям.

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности ведущего и участников мастер-класса.
  • Заключительное слово ведущего по всем замечаниям и предложениям.

– Наше путешествие в волшебный мир детства подходит к концу. Мы теперь опытно знаем, что “ребенок должен жить в мире КРАСОТЫ, ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА”. Это слова удивительного человека, замечательного педагога В.А.Сухомлинского.

Литература:

  1. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.Ступеньки к творчеству. М.: Издательство Бином, Лаборатория знаний, 2012.
  3. Тихонова Е.С. А мы будем сегодня заниматься? Диалог в логопедической практике // Дошкольное воспитание. – 2008. – №6. – С.90-98.
  4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., Институт психологии АН СССР, 1991.
  5. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Издательский центр Академия, 2001.
© uspex-vrn.ru, 2024
Строительный портал - Uspex-vrn