Вифлеем город иисуса смотреть онлайн. Где находится Вифлеем: описание, история, достопримечательности и интересные факты

16.03.2024

Вифлеем - священный для христианства город, который является вторым по значимости после Иерусалима, здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. Также в Вифлееме родился и был помазан на царство Давид.


С 1967 года и до 1995 года город был под контролем Израиля. В результате переговоров в 1995 году, он был отдан Палестинской автономии, где и находится по сей день.

Город находится в 8 км от Иерусалима и практически с ним граничит. Чтобы попасть в этот город, необходимо пройти блокпост. На израильских автомобилях сюда не пускают, да и прокатный автомобиль по правилам рент-контор сюда провозить нельзя.

От Дамасских ворот, расположенных в Восточном Иерусалиме, до Вифлеема без остановки в пограничном пункте ходит автобус. До пограничного пункта от Дамасских ворот и обратно курсируют мини автобусы. Для туристов нет ограничений в проходе на данную территорию.

Мария и Иосиф пришли в Вифлеем для переписи населения, поскольку для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род. При этом город не был родным ни для Девы Марии (которая по одной из версий была из Назарента, по второй из Иерусалима), ни для Иосифа, жившего в Назарете.



Рождение Спасителя в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5). Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).



Ясельная площадь - берёт свое название от яслей, в которых родился Иисус Христос там, где сегодня расположен храм Рождества. На фото вы можете увидеть Мечеть Омара (единственная мечеть города) и Палестинский центр мира. Название улиц, ведущих на площадь также связаны с Иисусом: улицы Звезды и Рождества.

Храм Рождества Христова. Первый храм на этом месте был построен святой царицей Еленой, но сгорел в 529 году. Это же здание построено в VI—VII вв., который считается единственным христианским храмом в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

"Врата смирения" - вход в храм очень скромный и имеет высоту всего 120 см. В средние века, для защиты храма от кочевников, имевших привычку заезжать внутрь верхом, вход сделали низким и узким. С тех пор, каждый, входящий, должен склониться перед рожденным здесь Спасителем.

Мозаичные полы - единственное, что сохранилось от первого храма. Сейчас они накрыты дощатым настилом и открыты в одном месте для осмотра.

На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме несколько веков назад. Во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи было неоткуда, и тогда они начали молиться. Просьбы их были услышаны, и из одной колонны вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.

В храме всегда огромное количество туристов и паломников. В то время, когда мы пришли туда, в пещере Рождества шла служба и мы примерно полтора часа простояли в ожидании его окончания. Как же неприятно было слышать возмущения по этому поводу стоящих вокруг людей. Удивительно, что приходя на такое святое место, у людей хватает духа жаловаться и критиковать работников храма.

Возле входа в пещеру Рождества находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Это единственная икона, на которой Дева Мария улыбается.

А вот и главная святыня храма - пещера Рождества Христова.

В те времена была традиция строить дома над пещерами или надстраивать пещеры так, что сама пещера становилась первым этажом, где содержали домашний скот. Пещера довольно узкая и длинная, потолки ее сильно закоптились.

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» (Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.



“И родила Сына Своего первенца,и спеленала Его, и положила Его в ясли,потому что не было им места в гостинице” (Лук. 2:7). Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.



Именно поэтому Деву Марию после рождения Иисуса Христа вместе с волхвами изображают в хлеву рядом с животными.

В нишах стен выставлены небольшие скульптуры Св. Георгия Победоносца, он воспитывался в Вифлееме и является покровителем города.

Рядом с базиликой расположен главный католический храм города - церковь Святой Екатерины.



Еще интерес представляет Молочная пещера абсолютно белого цвета, которая находится в 5 минутах ходьбы от Ясельной площади Вифлеема. Над пещерой стоит францисканская церковь 1871 года.

Согласно легенде, Дева Мария останавливалась для кормления Иисуса в этой пещере по пути из Вифлеема в Египет и пролила несколько капель на стены. Порошок, соскобленный со стен пещеры, способствует женщинам при проблемах с беременностью.

Отвечая на вопрос о том, где находится Вифлеем, можно с уверенностью сказать, что он расположен в самом центре палестинских территорий - на Западном берегу реки Иордан. Стоит однако оговориться, что Израиль постоянно пытается оспорить статус земель, окружающих город и делает все возможное, чтобы жизнь горожан не становилась легче. Например, вдоль городской границы проходит высокая бетонная стена, построенная израильскими властями для охраны еврейских поселений, которые мировое сообщество не признает законными.

Происхождение названия

Хотя большинству людей Вифлеем известен из Нового Завета, где упоминается в связи с рождением Христа, его история гораздо более древняя и связана с жизнью ханаанцев, то есть жителей западной части Плодородного полумесяца.

В этих землях, выходивших к Средиземному морю, в 1400 году до нашей эры находились подконтрольные Египту города, управлявшиеся ханаанцами. Предположительно само название города, которое переводится как "хлебный дом", имеет отношение к аккадскому наследию и указывает на то, что в этом небольшом в то время, селении находилось святилище, посвященное богу плодородия.

Большинство ученых, исследовавших историю этого города и всей страны, где находится Вифлеем, сходятся во мнении, что на протяжении почти трех с половиной тысяч лет название оставалось неизменных, хотя и означало разные вещи. Например, на ханаанском языке оно значило "Дом бога Лахму", на аккадском - "Дом хлеба", а на арабском - "дом, где есть мясо".

Период Израиля и Иудеи

Неопровержимые археологические свидетельства того, что земли, где находится город Вифлеем, контролировались в библейские времена Иудеей, были обнаружены в 2012 году при раскопках в центре Иерусалима. Тогда была обнаружена булла, на которой сообщалось, что из Вифлеема царю доставили зерно.

Очень часто в научной литературе Вифлеем идентифицируется с библейским Ефрафу, название которого означает "плодородный". Такое отождествление имеет основания, так как город действительно расположен в плодородных землях. Кроме того, в Библии говорится о том, что именно в Вифлееме похоронена Рахиль, могила которой, по легенде, расположена у городских ворот. Предполагается также, что именно в этом городе Давид был помазан на царство пророком Самуилом.

По неподтвержденным данным, указанным в Бордоском итинерарии неизвестным христианским паломником, в Вифлееме находятся могилы Иезекиля, Исайи, Асафа, Иова и даже Соломона.

Вифлеемское Средневековье

Начиная с VII века нашей эры Вифлеем долгое время находился под властью мусульманских правителей, переходил от одного халифа другому, оказывался под властью крестоносцев и наместников германского императора.

Долгое время город служил яблоком раздора между европейскими правителями и исламскими султанами. Именно для его освобождения в Европе организовывались крестовые походы, которые должны были вернуть в руки христиан важные святыни и церкви.

Тяжелые условия, вызванные иноземным гнетом, вынудили местных христиан искать пути примирения и разделять контроль над различными святынями между христианскими общинами. Так, было установлено, что доступ к гробу Господню будут иметь как западные, так и восточные христиане, а также армянские священнослужители.

Под Османской властью

В 1517 году, то есть за двадцать шесть лет до падения Константинополя, Османы установили свою власть над регионом, где находится Вифлеем. Таким образом, Турция контролировала Палестину почти четыреста лет.

Стоит отметить, что турецкое правление для региона отметилось периодом относительного благополучия и межэтнического мира, так как завоеватели были чужими и для арабов, и для иудеев. Все религиозные общины, будь то еврейские или христианские, а также арабские были разделены и управлялись самостоятельно.

На непродолжительное время земли, где находится г. Вифлеем, вышли из состава Османской империи, но вскоре снова вернулись под власть турецкого халифа.

Двадцатый век Палестины

После поражения Османской империи в Первой мировой войне и ее раздела между крупнейшими колониальными державами значительная часть арабского Востока оказалась под управление Британской империи. Эти территории получили название Британского мандата.

Таким образом, вся территория, где находятся Иерусалим, Назарет и Вифлеем, находилась под управлением британской военной администрации, хотя у Иерусалима был особый международный статус, который предполагал совместное управление несколькими государствами. Сегодня большинство территорий являются спорными между двумя государствами - Израилем и Палестиной.

К началу двадцатого века еврейская миграция в Палестину стала настолько значительной, что в отдельных районах некогда национальное меньшинство стало трансформироваться в большинство. Под давлением вновь прибывших поселенцев местные арабские жители стали мигрировать в Вифлеем, выдавливая, в свою очередь, христианские общины.

После создания Израиля

Отвечая на вопрос о том, где и в какой стране находится Вифлеем, нельзя избежать вопроса о первых годах существования Израильского государства, когда в ходе арабо-израильской войны Вифлеем оказался под контролем Иордании. Именно этот факт обеспечил в дальнейшем его вхождение в состав Палестинской Автономии.

Однако уже в 1967 году разразилась Шестидневная война, в ходе которой Израиль захватил не только город, в котором на тот момент уже проживало арабское большинство, но и весь Западный берег. Однако в 1995 году под сильным международным давлением Израиль передал контроль над городом властям Палестины. Таким образом, услышав вопрос о том, где находится в Израиле Вифлеем, разумно будет ответить, что с 1995 года Вифлеем не контролируется израильскими властями, а входит в состав Палестинской автономии.

Современное состояние

В 1995 году, сразу после подписания временного соглашения по Западному берегу, израильские войска покинули город и передали управление властям Палестинской национальной автономии.

Во время так называемой Второй палестинской интифады вся промышленная и туристическая инфраструктура Вифлеема подверглась значительным разрушениям. Доходило до того, что израильские войска осадили церковь Рождества, где искали убежища палестинские боевики.

Осада продолжалась тридцать девять дней, в результате было достигнуто соглашение об изгнании преступников в иностранные государства. Сегодня регион и страна, где находится Вифлеем, подвергается сильному израильскому давлению. Вокруг города строятся еврейские поселения, которые международное сообщество не признает законными. Кроме того, на окраине города находится стена, возведенная Израилем, а через город проходят дороги для поселенцев, которые разрушают связность городских районов.

География и климат города

Вифлеем расположен в западной части региона, известного как Плодородный полумесяц, всего в семидесяти трех километрах от побережья Средиземного моря и в семидесяти пяти от столицы Иордании, Аммана.

Центр города образуют восемь исторических кварталов, лишь один из которых - мусульманский, в то время как все остальные населены преимущественно христианами. Помимо уже названных, существует также сирийский квартал, расположенный за пределами центра. В нем проживают переселенцы из турецкого города Мидьят.

Евразия - материк, где находится Вифлеем. На каком материке находится город, не имеет решающего значения, так как основным фактором, влияющим на погоду, считается близость Средиземного моря. Лето в городе, как правило, жаркое и сухое, а зима, напротив, прохладная и влажная. Самым холодным месяцем считается январь, когда температура колеблется от +1 до +13 градусов. Самым жарким летним месяцем, бесспорно, признается август, в течение которого температура может превышать тридцать градусов.

Экономика Вифлеема

Основой экономики Вифлеема справедливо считается туризм, доля которого достигает 65%, в то время как промышленность не превышает 20% от городской экономики.

Пожалуй, самой главной туристической достопримечательностью города является церковь Рождества Христова, которая построена над гротом, где, по преданию, родился Иисус Христос. Несмотря на то что в евангелиях довольно однозначно указывается на место рождения Христа, современные ученые считают, что действительность была немного подкорректирована, чтобы соответствовать пророчеству.

Кроме того, по соседству расположена другая, не менее значимая для европейской культуры пещера. В ней Святой Иероним провел тридцать лет, кропотливо работая над переводом Библии на латинский язык. Этот текст получил название Вульгата и занял доминирующее положение.

Несмотря на то что население Вифлеема едва ли составляет двадцать пять тысяч человек, количество отелей в нем превышает тридцать. Большинство этих гостиниц не знают недостатка в постояльцах, так как поток паломников в город не иссякает на протяжении всего времени существования христианства.

Городская инфраструктура и среда

По данным международных организаций, более 84% жителей Вифлеема старше десяти лет умеют читать и писать, а дипломы получают более десяти процентов. Первым высшим учебным заведением города стал Вифлеемский университет, открытый в 1893 году братьями де Ла Саль, которые внесли огромный вклад в развитие образовательной инфраструктуры не только в Палестине но и в Египте.

При столь незначительной численности населения нет ничего удивительного в том, что у города не имеется своего аэропорта, зато есть три автобусных вокзала, две станции такси, по этой причине добраться в него из других городов Палестины или Израиля не составит труда. Однако для граждан Израиля существует запрет на посещение Вифлеема, так как отношения между двумя государствами очень напряженные.

Очерк написан в начале XX века

Вифлеем – отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, – расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они – христиане. Главное занятие жителей – земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек – сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, – все это вместе образует на юго-восточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527–565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 – 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее – 12 м. 40 см., ширина – 3 м. 90 см. и высота – 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей – Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события – рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. «По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (­8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: «Говорят, в ныне там получается вода из этого источника» (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 – 152).

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая «Ангела пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер – «Башня Стад» (), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что «она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа» (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных» (Эдершейм, стр. 238).

Вифлеем настолько древний город, что определить точную дату его основания историки не могут. Датируют его ориентировочно 17-16 веками Земли, где находится Вифлеем, относятся к Палестинской автономной области (к югу от Иерусалима). Город расположен на берегу В Библии он упоминается как Эфрат, Бет-Лехем Иехуда. Но это название, скорее, относится ко всей местности, на которой сейчас находится современный Вифлеем.

История Вифлеема: первое упоминание

Выясняя, где находится Вифлеем, в какой стране, можно с уверенностью сказать, что на спорной территории. На эту часть земли претендуют Израиль и Палестина. Периодически возникающие конфликты тому подтверждение. Пока мирная договоренность удерживает город в палестинском владении.

Площадь города занимает 5,4 квадратных километра. Эта маленькая территория на протяжении веков завоевывалась неоднократно. Первые упоминания датируются 17-16 веками до нашей эры в связи с рождением царя Давида и помазанием его на царство пророком Самуилом.

Базилика и крестовые походы

В 326 году была построена базилика Рождества Христова, и с этого момента начинается череда войн за право владения Вифлеемом, связанным с христианским миром и ставшим одним из символов веры. В 1095 году Папой Урбаном II был организован с целью завоевать и освободить Иерусалим, Назарет и Вифлеем от мусульманского правления. Цель была достигнута в 1099 году. По следам побед было организовано оно просуществовало до 1291 года.

Османский период

С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским хедивом), под контролем которого находился город в течение десяти лет.

Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.

Недавний 20 век

В 1922 году Вифлеем после ослабления Османской империи перешел под протекторат Британии. Под юрисдикцию ООН город попал в 1947 году, а в 1948 Иерусалим и Вифлеем были захвачены иорданцами. С 1967 года и до 1995 года город был под контролем Израиля. В результате переговоров в 1995 году, он был отдан Палестинской автономии, где и находится по сей день.

Дорога в Вифлеем

Палестинская автономия в части, где находится Вифлеем - одно из самых посещаемых мест в мире. Город никогда не играл заметной роли в жизни региона. Его ценность находится в другой плоскости: рождение в этой местности великих людей, событийный ряд, произошедший в глубине веков и определивший современную культурную и духовную жизнь.

Древние даты определяются с трудом, но первый ориентир почитаемых мест находится по дороге из Иерусалима в Вифлеем - это гробница Рахили. Имя этой женщины упоминается в Ветхом Завете как любимой жены праотца Исаака. Могила является объектом паломничества иудеев. В этой местности все пересекается: место упокоения Рахили расположено посреди бедуинского кладбища, куда стекаются мусульмане, чтобы почтить память своих предков.

Библейский Царь

В месте, где находится Вифлеем, родился один из самых известных царей - Давид. Там же он был помазан на царство. Давид объединил земли Израиля, завоевал и присоединил Иерусалим, сделал его столицей своего царства. В Иерусалиме сын Давида Соломон построил почитаемый всеми иудеями храм.

В связи с часто упоминается его прабабка Руфь. Она вошла в библейские анналы благодаря своей святости и любви к свекрови. Чтобы прокормить престарелую женщину, Руфь собирала колосья на полях вокруг Вифлеема, остававшиеся после жнецов, работавших на ее будущего мужа. Пройдет несколько столетий, и над этими же полями прозвучат слова Ангелов, протрубивших Это место теперь носит название «Поле пастухов» и относится к маленькому городку Бейт-Сахур.

Главная достопримечательность

Само место, где находится город Вифлеем, его история окутаны тайнами. Проследить древнейшую часть исторических событий можно, опираясь на спорные источники и археологию. В Вифлееме родился Иисус Христос, что и определило основную ценность этого города в глазах верующих и историков. В связи с нахождением в Вифлееме пещеры Рождества, город приобрел мировое значение. За святыню христиане бились с мусульманами много веков. Крестовые завоевания уступали место восточным царям. История вокруг Святыни знает много кровавых битв.

В 326 году по повелению императрицы Византии Елены над пещерой Рождества была воздвигнута базилика Рождества Христова. В 529 году храму был нанесен значительный урон самаритянами, взбунтовавшимися против Византийского правления. Подавив восстание, император Юстиниан восстановил базилику, расширив помещение храма.

С 1517 года и до окончания Первой мировой войны вся Святая Земля, включая Вифлеем, относились к Османской империи. Однако паломникам вход к Святыне не закрывался, каждый верующий мог прийти на поклонение без препятствий. Однако путь был небезопасным.

В 1995 году благодаря переговорам место, где находится Вифлеем, перешло под правление Палестинской автономии. Так маленький исторический город стал центром небольшой провинции.

Христианский анклав

Город Вифлеем - это где мирно уживаются мусульмане и христиане. До недавнего времени (еще 50 лет назад) город был почти полностью православным, но сейчас численность верующих христианских конфессий сократилась.

Главное место православного мира - Храм Рождества Христова имеет обширную территорию. Непосредственно к святыне примыкают три монастыря: православный, армянский и францисканский. Храмом владеют три конфессии, проводить службы за главным алтарем имеют право только православные священники.

Сердце храма находится под алтарем. Спускаться к нему необходимо по древней лестнице, достигнув грота, в полу можно увидеть серебряную звезду, означающую место, где родился Христос. Это главная цель паломничества христиан всего мира. За возможностью прикоснуться к святыне верующие люди проделывают длительные путешествия.

Замечателен и сам храм. Построенный много веков назад из неотесанного камня он хранит древнюю архитектуру и больше похож на крепость, всегда готовую к обороне и защите своих паломников и служителей. Недавно проведенные реставрационные работы позволяют увидеть в некоторых местах сделанный еще при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись. Написанные образы Святых поражают воображение и усиливают чувства верующих, посещающих храм. Шестнадцать колонн, поддерживающих свод, датируются пятнадцатым веком и относятся к периоду крестоносцев. Они украшены росписью, но ее уже трудно рассмотреть.

Христианские святыни

Вифлеем, где находится пещера Рождества, имеет еще несколько библейских мест. Они интересны не только верующим паломникам, но и кому важна история. Здесь можно найти или опровергнуть те или иные теории. Множество женщин совершают паломничество в Молочный грот. Внутри него стены белые. По легенде, в этом гроте Мария и Иосиф с новорожденным Христом прятались от воинов Ирода в течение сорока дней.

Недалеко от Храма Рождества Христова находится еще одно памятное библейское место - пещера Вифлеемских младенцев. Согласно преданию, в ней женщины прятали своих сыновей, но не смогли их уберечь. По приказу Царя Ирода было умерщвлено около 14 тысяч (по разным источникам) младенцев мужского пола. Приказ истребить детей Ирод отдал из-за предсказания о том, что родится мальчик, будущий царь Иудейский и свергнет его. В глубине пещеры есть маленькая церковь, построенная в системе катакомб. Это самая древняя христианская постройка из сохранившихся святынь датируется шестым веком.

Другие достопримечательности

Также в окрестностях Вифлеема находятся пруды Соломона - огромные резервуары для сбора пресной воды. Вода в них поступала самостоком, а система настолько совершенна, что восхищает и сегодня. Они дор сих пор используются по назначению для орошения полей.

Также любопытный путешественник может посетить Иродион - город, построенный царем Иродом на рукотворной горе. Холм возвышается над городом, напоминая о тленности великих цивилизаций. Считалось, что гора является гробницей самого царя, но раскопки, проведенные в 2005 году, разочаровали адептов этой теории. Саркофаг был найден, но никаких останков в нем обнаружено не было.

Наши дни

Современность влияет на течение жизни города, но в основном все события связаны с духовной ценностью произошедших здесь событий. Сегодня Вифлеем, где находится около 25 000 тысяч жителей, открыт для всех желающих. Люди его посещают как ради любопытства, так и с духовной целью. Конфликт Израиля и Палестины, медленно тлеющий в этом регионе, никак не мешает посещению мест, где находится Вифлеем.

В городе никогда не проживало много людей. С древности сохранился размеренный уклад жизни горожан. Вся инфраструктура, услуги и мелкое производство ориентированы в развитии на паломников и туристов. Большая часть населения - палестинцы, исповедующие ислам. Их проживает около 80-85 процентов от всего населения города. Остальные жители - христиане различных конфессий.

Место, где находится Вифлеем (страна Палестина), стараются уберегать от военных конфликтов, ведь основную прибыль приносят туристы. Зависимость от туристического потока делает палестинцев предприимчивыми, процветают ремесла, торговля и другие виды предпринимательства.

Безопасное посещение

Многие утверждают, что город Вифлеем в Израиле - родной город Иисуса Христа. Это правда в части рождения Спасителя в Вифлееме и лукавство в принадлежности города Израилю. Вифлеем относится к Палестинской автономии и от Иерусалима находится в двух часах езды. Попасть на территорию города можно через пропускной пункт. Довольно часто приходится стоять в очереди, это связано с наплывом паломников и проверкой документов.

Никаких особых разрешающих бумаг на въезд не требуют: только обычные отметки иностранного гражданина в паспорте. Пропускные пункты периодически закрываются на несколько дней, обусловлено это напряженной ситуацией палестино-израильских отношений. Но в целом в этой части границы Палестинской автономии и Израиля ситуация наиболее спокойная.

Если вы собираетесь посетить город, чтобы изучить достопримечательности или совершить паломничество, лучшим вариантом будет путь: город Вифлеем - Израиль. Подробная информация о городе позволит каждому туристу ориентироваться в нем, поэтому заранее приобретите карту Вифлеема.

Более 2000 лет назад в тесной пещере палестинского города Вифлеем родился Иисус Христос. С тех пор маленький населенный пункт неподалеку от Иерусалима стал мировым центром притяжения паломников, туристов и исследователей. О городе Христа, исторические факты, библейские события и современные святыни Вифлеема – в нашем материале.

История города Вифлеем

Древнейшие археологические артефакты, найденные на территории современного Вифлеема, принадлежат к эпохе бронзового века (XVIII-XVII вв. до н.э.). Город на западном берегу реки Иордан никогда не был крупным, но тесно связан с рядом персонажей библейской истории и, конечно, с Иисусом Христом.

«Вифлеем» с еврейского переводится как «Дом хлеба». Рождение Спасителя в городе с данным названием очень символично: значение слов из молитвы Господней «хлеб наш насущный» экзегеты толкуют и как «духовный хлеб», подразумевая Тело и Кровь Христа.

В архивах Тель-Авива сохранились сведения, что в 1350-1330 до н. э. Вифлеем носил название Бит-Лами и был населен финикийцами. В третьем тысячелетии жители города построили языческий храм на возвышенности, в наше время известной как холм Рождества Христова. Вифлеем находится менее чем в 10 километрах от Иерусалима. Именно на этом пути была похоронена супруга ветхозаветного патриарха Иакова Рахиль.

Город Вифлеем в наши дни

Люди и события

Рахиль и ее сестра Лия были дочерями дяди Иакова Лавана. Рахиль отличалась красотой и дерзким нравом. Она не раз спорила с Богом, если события складывались не так, как ей хотелось. Лия же уступала сестре во внешности, но была доброй, скромной и кроткой девушкой. Иаков, приехавший к Лавану свататься, выбрал себе в жены Рахиль, за что вынужден был служить у дяди целых 7 лет. Путем обмана Лаван выдал за племянника Лию. Но Иаков не смог смириться с этим, и взял себе в жены и Рахиль.


Иаков сватает Рахиль

Рахиль умерла на пути в Вифлеем во время родов сына. Она была похоронена «у дороги», на въезде в город. Гробница жены Иакова сохранилась до наших дней и стала центром паломничества для иудеев. Рядом с захоронением Рахиль находится арабское кладбище, и место также пользуется почитанием у мусульман.

Ветхозаветный пророк Иеремия иносказательно упоминал Рахиль, рассказывая о событиях эпохи Вавилонского плена:

(Иер. 31:15)

В VI веке до н.э. страна иудеев находилась в подчинении Вавилонского царства. После очередного восстания царь Навуходоносор II принял решение «обезглавить» Иудею: казнил ряд представителей знати, пленил правителя страны и принудительно вывел в Вавилон десятую часть еврейского населения. Пророк Иеремия также оказался в плену вавилонян, но был освобожден. Город Рама, о котором говорит пророк, находится севернее Иерусалима на возвышенности. С его холмов открывался вид на опустевшую Иудею. Рахиль вспоминалась как мать всех иудеев, горько сожалеющая об их пленении.

Слова пророка о «горьком плаче» Рахили вспоминались и евангелистом Матфеем в новозаветное время. Когда царь Ирод узнал о рождении Иисуса, он испугался, что Младенец будет претендовать на его власть. Иудейский правитель отправил в Вифлеем войска с приказом убить всех детей в возрасте до 2-х лет. Иосиф Обручник, Пресвятая Мария с Маленьким Христом смогли сбежать, а 14 000 младенцев были жестоко убиты. В Православной Церкви невинно убиенные дети почитаются в лике мучеников.


Икона “Рахиль, плачущая о чадах”

Псалмопевец

Иисус Христос был потомком царя Давида, известного православным христианам как создатель сборника Божественных гимнов – Псалтыри. Давид также был уроженцем Вифлеема.

Юный Давид прославился в своем народе после героической победы иудеев над филистимлянами. Будущий еврейский царь в буквальном смысле «проходил мимо» поля боя. Перед войсками иудеев, поигрывая оружием, прогуливался огромных размеров воин по имени Голиаф. Голиаф вызывал на бой самого сильного из евреев, но никто не решался с ним сразиться. Филистимлянин насмехался над иудеями и хулил Бога. Именно это задело юного Давида, который вышел против Голиафа без щита и меча, а с метательным орудием и убил великана точным попаданием камня в лоб. Филистимляне бежали, иудеи торжествовали, а царь Саул сделал Давида полководцем. Позже, после смерти иудейского правителя, Давид был помазан на царство.


“Битва Давида и Голиафа”, художник Nicolaas Goetzee, 1748 г.

В роли царя пророк также преуспел: Израильское царство стало единым государством, а Ковчег Завета – главная иудейская святыня, была перенесена в Иерусалим. Впоследствии для нее сыном Давида Соломоном будет построен Иерусалимский храм. Однажды царь Давид согрешил, вступив в связь с женой своего полководца. За совершенный грех псалмопевец расплачивался всю жизнь.

Раскаиваясь о содеянном, Давид написал ряд псалмов, легших в основу Псалтыри. Сегодня эта книга стала универсальной в жизни православного человека: она применяется и как богослужебная, и как назидательная, и как читаемая во всякой нужде верующими в домашних молитвах.

С Вифлеемом связано также имя прабабушки царя Давида, Руфи. Руфь была язычницей из народа моавитян, но позже вышла замуж за иудея Вооза и приняла веру в Единого Бога. В Ветхом Завете описывается, что в окрестностях Вифлеема девушка собирала колоски пшеницы. О событиях из жизни прабабушки царя Давида подробно рассказывает одноименная ветхозаветная «Книга Руфи».

Рождество Христово

Безусловно, главным событием, которым знаменит Вифлеем, было, есть и будет Рождество Иисуса Христа.

В 63 году до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудейское царство. Страна превратилась в провинцию Римской империи, а еврейские правители отныне становились вассалами императора. Форма управления и территориальное деление Иудеи постоянно менялись, в итоге местность вошла в состав Сирии. После административных реформ римский наместник Квириний решил провести на подвластных ему землях перепись населения. Делалось это с целью учета потенциальных налогоплательщиков. Согласно распоряжению Квириния, жители Сирии должны были явиться в города, из которых происходил их род и пройти процесс переписи.

Из рода царя Давида, уроженца Вифлеема, происходили Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица. По призыву римских властей они отправились на родину предков. Перепись была масштабной, и, прибыв из Назарета в Вифлеем, Иосиф и Мария заночевали в пещере, поскольку городские гостиницы были переполнены.

Здесь-то и появился на свет Спаситель мира, Младенец Иисус. Вскоре после рождения Христа пастухам из предместий Вифлеема явился ангел, сообщил о великом событии и направил в пещеру к Новорожденному. Вслед за появлением одного ангела евангелист Лука описал появление всего небесного воинства, которое торжественно произносило слова, ставшие одним из гимнов праздника Рождества:

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

(Лк. 2:14)


Рождество Христово, Греция. Современная фреска

Пастухи разыскали пещеру, сообщили родителям Иисуса о необычном явлении и в восторге среди ночи отправились рассказывать жителям Вифлеема о рождении Мессии.

Знамение в виде яркой звезды заметили волхвы (маги) из страны, восточнее Иудеи. Они расценили событие как знак свыше и направились прямиком к царю Ироду, убежденные в связи правителя с Иисусом. Царь лишь развел руками, но попросил волхвов сообщить, где находится Христос. Восточные маги вышли из дворца и проделали путь до Вифлеема, сопровождаемые таинственной путеводной звездой.

Иосиф и Мария к тому моменту уже нашли себе приют в доме. Прибыв в Вифлеем, волхвы принесли Новорожденному знаменитые дар: золото – как царю, ладан – как священнику, смирну – как тому, кто должен умереть. Поклонившись Христу, волхвы возвратились в свою страну, не став возвращаться к Ироду.

Ирод был разгневан, так как считал, что Христос – претендент на его царскую власть. Страх лишиться титула заставил Ирода пойти на убийство нескольких тысяч младенцев. Гнев иудейского царя не коснулся семьи Иисуса, так как ангел явился Иосифу Обручнику и велел ему вместе с семьей бежать в Египет.

Рождество Христово стало одним из величайших событий в человеческой истории, так как через него Бог вошел в мир людей и своим примером показал дорогу к обретению вечного счастья в земной и загробной жизни.


Фреска “Избиение младенцев”

После Христа

В 132 году в Израиле произошло антиримское восстание Бар-Кохбы, которое было подавлено и сопровождалось разрушением еврейских городов. Эта участь постигла и Вифлеем. Город находился в запустении до времен императрицы Елены, христианки, которая отправилась на Святую Землю в паломничество и активно помогала строительству храма Рождества Христова над пещерой, бывшей местом рождения Спасителя.

В VI веке базилика Рождества была разрушена восставшими самарянами, но церковь восстановили при императоре Юстиниане. 100 лет спустя Вифлеем захватили персы, но храм был оставлен неприкосновенным. На протяжении многих столетий город переходил из рук в руки крестоносцев и сарацин, а духовенство, в зависимости от политической обстановке, менялось с латинского на православное. Вифлеем подвергался регулярным разрушениям, но храм Рождества оставался невредимым.

Сегодня Вифлеем является городом в составе Палестинской автономии. На территории города проживают как христиане, так и мусульмане. Несмотря на пестрый этнорелигиозный состав Вифлеема и напряженную обстановку на Ближнем Востоке, город открыт для паломников и туристов со всего мира, а жителей гости характеризуют, как радушных хозяев.

Святыни Вифлеема

Пещера Рождества


Вид с воздуха на Церковь Рождества Христова, Вифлеем

Именно здесь от Пресвятой Богородицы родился Иисус Христос. При императрице Елене здесь появился подземный храм. Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую. Вокруг звезды расположены 16 лампад, принадлежащие разных христианским деноминациям, в том числе и православным. Над местом Рождества расположен престол и алтарь подземного храма, где регулярно служится Литургия . Проводить ее позволяется только представителям Православной и Армянской Церквей.


Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44.

Пещера представляет собой небольшую комнату, в которую ведут так называемые северная и южная лестницы, построенные еще во времена императора Юстиниана. В момент Рождения Иисуса пещера, скорее всего, выполняла хозяйственную функцию. Грот из известняка – обычное дело для Вифлеема, над ним, как правило, местные жители надстраивали дома. В самих пещерах содержался скот, о чем свидетельствуют сохранившиеся в стенах железные кольца для привязи. Подобная практика существовала в Вифлееме вплоть до XX столетия.


Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую

Пещера Иеронима Стридонского

Святой Иероним был римским священником, очень образованным человеком, которого интриги завистников и злопыхателей, вынудили покинуть город. Блаженный отправился на святую землю, где и прожил остаток своей жизни.

Иероним основал христианскую общину в Вифлееме, а сам поселился в пещере, соседствующей с Гротом Рождества. Затворничество стало для святого временем плодовитых трудов: Иероним составил новый латинский перевод Библии под названием Вульгата, признанный в более поздние века наиболее точным в Западной Церкви. Святой Иероним почитается в Русской Православной Церкви как блаженный, его память совершается 28 июня. Вход в келью Иеронима находится в западной стене Пещеры Рождества Христова.


Пещера Иеронима Стридонского

Пещера Вифлеемских младенцев

Под Вифлеемом естественным путем устроена целая сеть подземных пещер. Еще одним святым подземельем считается Пещера Вифлеемских младенцев. Здесь покоятся останки убитых по приказу царя Ироду детей, а также кости убитых персами в VII веке христиан. Пещера младенцев также является местом паломничества верующих со всего мира. Перед их мощами людями молятся об умерших насильственной смертью детях, раскаиваются в совершенном грехе аборта.


На фото кости христианских мучеников, погибших в 614 году. Вместе с костями взрослых лежат и детские косточки.

Здесь же, в подземелье, находится одна из самых древних катакомбных церквей, относящаяся к IV веку.

Базилика Рождества

Над всеми перечисленными святыми пещерами расположена базилика Рождества Христова. Ее строительство в Палестине было закончено в 339 году при равноапостольном императоре Константине Великом. Храм Рождества уникален тем, что это единственная церковь, сохранившаяся в регионе с домусульманской эпохи. Под амвоном базилики расположена пещера, в которой родился Христос. Храм находится под совместным управлением греков, армян и католиков. С момента строительства храм богослужения здесь не прерывались. Престольным праздником и центральным торжеством в базилике является праздник Рождества Христова. Кроме святых пещера в храме находится еще одна почитаемая христианская святыня – Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.


Базилика Рождества Христова

Вифлеемская икона Божьей Матери

История создания образа восходит к первым векам христианства. Согласно преданию, евангелист Лука написал икону Пресвятой Богородицы, названной позже Иерусалимской. Образ находился в Византии, был передан в Россию и исчез после занятия Москвы войсками Наполеона в 1812 году. Икона относится к иконописному типу «Путеводительница».

Вифлеемская икона была написана в России. Основное ее отличие – улыбка на лице Богородицы. Точных данных о дате создания и передаче образа в базилику Рождества нет. По одной версии, это сделала императрица Елизавета Петровна Романова, исцелившись перед иконой от тяжелой болезни. Другое мнение говорит, что Елизавета – это преподобномученица, жена великого князя Сергея Александровича, расстрелянная большевиками в 1918 году. Известно, что великая княгиня также получила исцеление от болезни после молитв перед образом. С тех пор Вифлеемская икона находится в базилике Рождества Христова около спуска в пещеру, в которой родился Христос.

С молитвами к Вифлеемской иконе приходят не только христиане, но и мусульмане. Люди просят у Пресвятой Богородицы помощи в самых разных нуждах: выздоровления, благополучия, даровании детей при бесплодии . День памяти иконы установлен на 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Вся пещера отличается тем, что ее стены – молочно-белого цвета. И христиане, и мусульмане приходят сюда с молитвой и просьбами исцелить их от бесплодия. Первый храм над пещерой появился в V веке, но из-за запустения был выкуплен францисканцами в XIV столетии, с тех пор католикам.


Икона “Млекопитательница”

Другие знаменательные места и достопримечательности Вифлеема

Центром Вифлеема считается Ясельная площадь, вокруг которой расположены христианские святыни. На площади расположена базилика Рождества и вход в святые пещеры. Здесь встречаются паломники и жители города.

На юго-восточной стороне базилики расположен греческий монастырь, на северной – францисканский. В городе есть и «колодцы царя Давида» – резервуары, из которых пророку принесли воду воины во время битвы с филистимлянами.

На окраинах Вифлеема и вокруг него находится несколько монастырей. Самыми известными считаются Лавра Саввы Освященного, обители Феодосия Великого и Каранталь (Искушения). К ведению Русской духовной миссии на Святой Земле относятся монастырь Святой Троицы в Хевроне, подворье Иоанна Предтечи и скит Харитона Исповедника. На территории хевронской обители находится Мамврийский дуб, под которым праотец Авраам беседовал с тремя явившимся ему ангелами.


Лавра Саввы Освященного

К историческим достопримечательностям города можно отнести крепость Ирода Великого и пруды царя Соломона.

Вифлеем был и остается городом Рождества нашего Бога, Иисуса Христа, пришедшего к людям, чтобы показать им дорогу к вечной жизни и вечному счастью. Спустя 2000 все святыни города были сохранены Господом с тем, чтобы верующие могли прикоснуться к библейской истории и живому миру веры. Места и храмы, в которых сохранен отпечаток святости Христа и Богородицы, издревле помогали людям найти ответы на вечные вопросы и получить помощь в разрешении самых тяжелых вопросов. Вифлеем открыт для каждого человека, входящего в него с добрым сердцем и намерением встретить Бога.

© uspex-vrn.ru, 2024
Строительный портал - Uspex-vrn