Законодательная база российской федерации.

08.03.2024

ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 24.07.1998 N 125-ФЗ “ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ“ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗМЕЩЕНИЕМ

ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ЗАСТРАХОВАННОГО

С 06.01.2000 на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (с последующими изменениями). Страховщиком по данному Закону выступает Фонд социального страхования РФ.

Пермским областным судом в 2002 г. проводилось обобщение судебной практики по рассмотрению судами дел по спорам, связанных с реализацией застрахованными прав, гарантированных Законом N 125-ФЗ. Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ПРО ФСС РФ), осуществляющее назначение страховых выплат с учетом складывающейся судебной практики, обращает внимание на различное толкование и применение судами норм законодательства о возмещении вреда. С учетом изложенного Пермский областной суд считает необходимым обратить дополнительно внимание судов Пермской области на некоторые вопросы применения Закона N 125-ФЗ в целях его единообразного применения и толкования.

1. О соотношении Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ

“О государственном регулировании в области добычи

и использования угля, об особенностях социальной защиты

работников организаций угольной промышленности“

и базового Закона N 125-ФЗ

Действовавшими до вступления в силу Закона N 125-ФЗ Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 N 4214-1 (далее - Правила возмещения работодателями вреда) было предусмотрено, что полагающиеся в соответствии с настоящими Правилами денежные суммы в возмещение вреда, компенсации дополнительных расходов и единовременное пособие могут быть увеличены по соглашению сторон или на основании коллективного договора (соглашения).

20.06.1996 Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 81-ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности (с изменениями от 07.08.2000), пунктом 1 ст. 22 которого предусмотрено, что в случае утраты работником, занятым на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда, профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания организация по добыче (переработке) угля выплачивает ему единовременную компенсацию сверх установленного законодательством Российской Федерации возмещения причиненного вреда в размере не менее чем двадцать процентов среднемесячного заработка за последний год работы за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности. Порядок определения размера компенсации и ее выплаты устанавливает Правительство Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 08.12.1997 N 1274 “О мерах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности (в редакции Указа Президента РФ от 08.05.1998 N 499) на Фонд социального страхования РФ была возложена консолидация средств, капитализированных ликвидируемыми шахтами и разрезами угольной и сланцевой промышленности для возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, получение из федерального бюджета средств на выплаты в возмещение этого вреда, а также обязанность производить выплаты в возмещение вреда, причиненного работникам ликвидированных шахт и разрезов угольной и сланцевой промышленности, начиная с 1 января 1998 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда и с учетом действовавших на 1 января 1998 г. отраслевых тарифных соглашений.

Вступивший в силу с 06.01.2000 Закон N 125-ФЗ увеличение размера страховых выплат не допускает. В соответствии с п. 1 ст. 11 данного Закона размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном шестидесятикратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день такой выплаты. (Действие пункта 1 статьи 11 приостановлено на 2003 год в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральным законом от 08.02.2003 N 25-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год“. Данным Законом от 08.02.2003 N 25-ФЗ установлено, что в 2003 году размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из суммы 27 тыс. рублей. Федеральный закон от 08.12.2003 N 166-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2004 г.“ содержит аналогичные нормы, исходя из суммы 30000 руб.)

При рассмотрении споров о взыскании с ПРО ФСС РФ единовременного пособия в случаях, когда утрата профессиональной трудоспособности впервые установлена после 06.01.2000, суды производят взыскание, определяя размер единовременного пособия с учетом Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля...“ и Отраслевого тарифного соглашения, не принимая во внимание нормы, содержащиеся в Законе N 125-ФЗ, которые не допускают увеличение размера единовременного пособия. Поэтому при рассмотрении таких споров следует иметь в виду, что, если Федеральным законом для работников соответствующей отрасли предусмотрен более высокий размер возмещения вреда и страховой случай наступил после 06.01.2000, обеспечение по страхованию страховщик оплачивает в размерах, установленных Законом N 125-ФЗ и издаваемыми в соответствии с ним федеральными нормативными правовыми актами, сумму разницы выплат застрахованному или лицам, имеющим право на их получение, в этом случае обязан производить не страховщик, а страхователь.

Это же положение относится и к случаям, когда произошла ликвидация страхователя, то есть при ликвидации работодателя (шахты) страховщик в лице Фонда социального страхования не обязан предоставлять обеспечение по страхованию в большем размере, чем это предусмотрено Законом N 125-ФЗ (ст. 28 п. 5).

Исключение составляют случаи возмещения вреда работникам ликвидируемых шахт и разрезов угольной и сланцевой промышленности в период с 01.01.1998 до вступления в действие Закона N 125-ФЗ, когда обязанность по выплатам возмещения вреда данной категории работников была возложена на Фонд социального страхования РФ с 01.01.1998 специальным Указом Президента РФ от 08.12.1997 N 1274 (в редакции Указа Президента РФ от 08.05.1998 N 499) “О мерах по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности“, а также Постановлением Правительства РФ от 08.12.1997 N 1524 (с изменениями на 09.07.1997) с аналогичным названием.

2. Об индексации заработка застрахованного на коэффициенты

3 и 6 при профессиональных заболеваниях, диагностированных

соответственно после 01.01.1991 и 31.08.1993

Федеральным законом от 24.11.1995 N 180-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о возмещении работодателями вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей“ установлено, что суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992 N 4214-1 “Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда...“, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 г. - в шесть раз, с 1 января 1991 г. до 31 января 1993 г. - в три раза.

Из указанной нормы Закона следует, что применение коэффициента связано не с периодом установления утраты им профессиональной трудоспособности или установления диагноза профессионального заболевания, а с периодом получения застрахованным увечья, иного повреждения здоровья или профессионального заболевания. Поэтому при рассмотрении споров и определении размера страховых выплат суду следует устанавливать период, в котором возникло повреждение здоровья, профессиональное заболевание, в зависимости от установленного разрешать вопрос о применении коэффициента 6 или 3.

А. работал на шахте “Шумихинская“ проходчиком горизонтальных подземных выработок с декабря 1971 г. по февраль 1980 г., затем до мая 1989 г. на той же шахте мастером-взрывником. Согласно заключению отделения профпатологии ПОКБ от 28.11.1996 у А. выявлено профессиональное заболевание - двухсторонняя нейросенсорная тугоухость умеренной степени, шумовой этиологии, заключением ВТЭК от 03.12.1996 А. определена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 20 процентов бессрочно. А. обратился в суд с иском к Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о взыскании недоплаченных страховых выплат по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья, за период с августа 2001 г. Свои требования истец мотивировал тем, что профессиональное заболевание получил, работая проходчиком, суммы страхового возмещения ему определены в меньшем размере, чем предусмотрено законом. Исследовав собранные по делу доказательства, в том числе акт о случае профессионального заболевания, медицинские документы, Гремячинский городской суд Пермской области установил, что повреждение здоровья истца произошло в период работы истца проходчиком, мастером-взрывником до 1991 г., для исчисления ежемесячной страховой выплаты учитываются суммы заработка истца за период с мая 1988 г. по апрель 1989 г. С учетом указанных обстоятельств, положений п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992 N 4214-1 и компенсационного характера установленного данной нормой коэффициентов, введенного в связи с повышением стоимости жизни, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости применения при исчислении ежемесячной страховой выплаты предусмотренного абзацем 2 п. 2 данного Постановления коэффициента 6, взыскав за прошлое время недоплаченные истцу суммы ежемесячных страховых выплат.

О применении повышающего коэффициента см. также Бюллетень Верховного Суда РФ N 1, 2003.

3. О порядке исчисления ежемесячной страховой выплаты

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 12 Закона N 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. При расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются все виды оплаты его труда как по месту его основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

До 2003 г. порядок исчисления среднего заработка утверждался ежегодно Министерством труда РФ. В настоящее время в связи с введением в действие Трудового кодекса РФ действует Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 N 213, утвердившее Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. В соответствии с п. 2 данного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся в том числе премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет. В ранее действующем Постановлении Министерства труда РФ от 17.05.2000 N 38, которым был утвержден порядок исчисления среднего заработка в 2000-2001 гг. и перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, содержалась аналогичная норма.

Согласно указанным выше положениям в расчет среднего заработка подлежат включению вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет независимо от того, в каком периоде данные суммы были начислены или выплачены работнику.

З. в период работы на шахтах “Крупская“ и “Ключевская“ получил профессиональное заболевание, выявленное в ноябре 1992 г., - вибрационная болезнь, в декабре 1999 г. у истца установлено второе профессиональное заболевание - силикоз. Согласно акту освидетельствования Губахинского бюро МСЭ от 10.07.1998 у истца установлена утрата 20% профессиональной трудоспособности, согласно акту от 20.12.1999 - утрата 40% профессиональной трудоспособности. Приказом филиала N 11 ЦОО ФСС РФ от 01.06.1998 З. были назначены платежи в возмещение вреда здоровью. Приказом ПРО ФСС РФ от 25.12.2002 произведен перерасчет назначенных истцу ежемесячных выплат с 01.08.2001 в связи с изменением периода, учитываемого для исчисления среднемесячного заработка для определения ежемесячной страховой выплаты. Не согласившись с размером страховой выплаты, З. обратился в суд с иском к ПРО ФСС РФ. Решением Губахинского городского суда Пермской области взысканы с Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Завьялова В.П. ежемесячные суммы возмещения вреда. Суд произвел перерасчет назначенных истцу ежемесячных выплат, поскольку установил, что расчет ежемесячных страховых выплат ПРО ФСС РФ был произведен неверно, без учета премии за выслугу лет за 1992 г. При этом суд правильно, учитывая заработок застрахованного за 12 месяцев перед выявлением профессионального заболевания с ноября 1991 г. по октябрь 1992 г., включил в состав заработка начисленные истцу суммы единовременного вознаграждения за выслугу лет за 1991 г. и за 1992 г. в размере, пропорционально отработанному времени в расчетном периоде, то есть по 1/12 части за каждый месяц расчетного периода, независимо от того, что указанное вознаграждение было начислено З. позднее, за пределами расчетного периода.

4. О квалификации несчастного случая как события,

в результате которого застрахованный получил увечье

или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей

по трудовому договору

В соответствии со ст. 3 Закона N 125-ФЗ несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Правилами возмещения работодателями вреда были установлены основания, при которых наступала ответственность работодателя. Работодатель обязан был возместить в полном объеме вред, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего. Если вред причинен здоровью работника не источником повышенной опасности, то работодатель освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине (ст. 3 в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 180-ФЗ).

В отличие от Правил возмещения работодателями вреда... по увечьям, профессиональным заболеваниям и иным повреждениям здоровья, связанным с исполнением застрахованным трудовых обязанностей, наступившим после 06.01.2000, обеспечение по страхованию выплачивается застрахованному, - а также иным лицам, имеющим право на его получение, независимо от наличия или отсутствия вины страхователя и независимо от того, что вред причинен источником повышенной опасности вследствие непреодолимой силы. Для признания несчастного случая связанным с производством необходимо установить, что несчастный случай произошел при исполнении застрахованным трудовых обязанностей. При установлении данных обстоятельств, следует руководствоваться критериями, определенными Законом N 125-ФЗ (ст. 3), установленным в соответствующий период времени порядком расследования несчастных случаев на производстве, а также имеющимися в деле доказательствами.

Порядок расследования несчастных случаев и квалификации их как связанных с производством в настоящее время определен Трудовым кодексом РФ (ст. 227-231), Постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 N 653, которым утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 N 73 “Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях“. Ранее действовало Постановление Правительства РФ от 11.03.1999 N 279 “Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве“ (утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 N 5).

Г. обратилась в суд с иском к Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о взыскании сумм возмещения вреда, причиненного смертью кормильца в результате несчастного случая на производстве. Решением Куединского районного суда Пермской области иск был удовлетворен. Суд на основании собранных по делу доказательств установил, что Г., являясь генеральным директором общества с ограниченной ответственностью, 24.10.2001 возвращался домой по окончании рабочего дня на служебном автомобиле, при этом сам управлял данным автомобилем. При движении на автомобиле не справился с управлением, допустил столкновение со встречным автомобилем, в результате указанного дорожно-транспортного происшествия погиб. В данном случае суд пришел к обоснованному выводу о том, что несчастный случай связан с производством, поскольку он произошел во время возвращения потерпевшего с работы на транспорте, предоставленном работодателем.

Другой случай: М. обратилась в суд с иском о назначении обеспечения по страхованию в связи со смертью кормильца в Чернушинский районный суд. В удовлетворении иска М. было отказано. При рассмотрении данного спора суд установил, что М. работал трактористом в ООО “ДОРОС“. 29.01.2001 он был направлен работодателем на расчистку дороги на ДНС-20, расположенной около д. Б. Гондырь Куединского района. Проработав до обеда, М. самовольно оставил работу и на тракторе работодателя уехал в д. Ташкент республики Башкортостан к родственнику. Во время возвращения в тот же день после 18.00 часов к месту работы на ДНС-20, в связи с тем, что трактор заглох, Г. пошел через поле пешком и замерз. Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что данный случай не связан с производством, поскольку нахождение М. в месте несчастного случая не было обусловлено исполнением трудовых обязанностей, М. самовольно оставил место работы и использовал трактор в личных целях.

5. Споры, связанные с изменением степени вины работника

в несчастном случае на производстве

Правилами возмещения работодателями вреда (ст. 7) было предусмотрено уменьшение размера ежемесячного возмещения вреда в случае, если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, при этом пределы такого уменьшения размера возмещения Правилами не устанавливались. Законом N 125-ФЗ также предусмотрено уменьшение размера ежемесячной страховой выплаты соответственно степени вины застрахованного, если его грубая неосторожность содействовала возникновению или увеличению вреда, но такое уменьшение допускается не более чем на 25 процентов (ст. 14).

В силу этого подлежат удовлетворению иски о перерасчете с 06.01.2000 размера ежемесячных страховых выплат с учетом уменьшения до 25% степени вины потерпевших, вина которых в связи с их грубой неосторожностью в причинении вреда, возникшего до 06.01.2000, была установлена в размере более 25%, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.

Ч. 14.02.1994 получил травму при исполнении трудовых обязанностей, в связи с которой по заключению ВТЭК от 02.08.1994 наступила утрата 100% профессиональной трудоспособности, с 11.11.1994 ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 40%. Работодателем производились выплаты Ч. в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, с учетом степени вины потерпевшего в несчастном случае, которая по заключению профсоюзного комитета и администрации работодателя была установлена в размере 60%. Приказом от 03.07.2000 по ПРО ФСС РФ Ч. был определен размер ежемесячных страховых выплат с учетом 40% утраты профессиональной трудоспособности и 60% вины застрахованного. Ч. обратился в суд с иском к ПРО ФСС по РФ о перерасчете назначенных платежей. Разрешая заявленный спор, Свердловский районный суд правильно применил положения п. 1 ст. 28 и п. 1 ст. 14 Закона N 125-ФЗ и обоснованно возложил на Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность производить выплаты с учетом установленного законом ограничения при определении степени вины застрахованного (25 процентов) с 06.01.2000

В тех случаях, когда заявлен спор о взыскании, перерасчете страховых выплат по тем основаниям, что заключением уполномоченного органа необоснованно была установлена грубая неосторожность потерпевшего в несчастном случае, суд вправе произвести такой перерасчет за все прошлое без ограничения каким-либо сроком, если будет установлено, что грубая неосторожность потерпевшего в причинении вреда была определена неправомерно.

6. Взыскание задолженности по выплатам в возмещение вреда

В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона N 125-ФЗ страховщик не несет ответственности за ликвидацию задолженностей, образовавшихся в результате невыполнения работодателями или страховыми организациями своих обязательств по возмещению вреда, причиненного работникам увечьями, профессиональными заболеваниями либо иными повреждениями здоровья, и выплате пени за задержку ликвидации указанных задолженностей, если такие задолженности возникли до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В то же время пунктом 5 ст. 28 данного Закона предусмотрено, что лицам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию предоставляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

При применении указанных норм закона следует иметь в виду, что задолженность ликвидированного предприятия по возмещению вреда потерпевшему, образовавшуюся до 06.01.2000, следует взыскивать со страховщика, если ликвидированное предприятие исключено из единого государственного реестра юридических лиц. Данный вывод согласуется также и с положениями Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, утратившего силу в связи с введением в действие Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. Так, в соответствии с п. 4 ст. 134 Закона N 127-ФЗ при открытии конкурсного производства требования кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, удовлетворяются в первую очередь путем капитализации соответствующих повременных платежей. В соответствии со ст. 135 указанного Закона порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации. С выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, прекращается соответствующее обязательство должника. С согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В прежнем Законе “О несостоятельности (банкротстве)“ имелись аналогичные нормы. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863 “О порядке внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ урегулированы вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.

Из систематического толкования п. 5 ст. 28 Закона N 125-ФЗ и установленного Постановлением Правительства РФ N 863 порядка капитализации платежей в случае ликвидации юридического лица следует вывод, что обязанность по выплатам задолженностей ликвидированного работодателя возлагается на Фонд социального страхования РФ, в том числе и тогда, когда указанная задолженность образовалась до 06.01.2000.

Более того, судебная практика идет по тому пути, что если юридическое лицо - работодатель не исключено из государственного реестра юридических лиц, но мероприятия по ликвидации юридического лица ликвидационной комиссией не были завершены, перестали производиться (в том числе из-за отсутствия денежных средств), капитализация сумм возмещения вреда произведена не была, и предприятие фактически перестало функционировать, обязанность по возмещению вреда возлагается на отделение Фонда социального страхования, в том числе и по задолженности до 06.01.2000 (БВС РФ. 2000 г., N 2). Однако данная обязанность может быть возложена на фонд только в случае, если началась процедура ликвидации юридического лица (ст. 61-63 ГК РФ) и установлена невозможность погашения потерпевшему образовавшейся задолженности за счет работодателя. В остальных случаях в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона N 125-ФЗ ответственность за ликвидацию задолженностей, образовавшихся в результате невыполнения работодателем своих обязательств по возмещению вреда до 06.01.2000, несет сам работодатель.

7. Установление факта нахождения на иждивении

В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 7 Закона N 125-ФЗ право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют, в частности, нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; а также лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти. Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

При применении указанных норм закона имеет значение установление факта нахождения лица на иждивении застрахованного лица. Критерии иждивения определены в указанной выше ст. 7 Закона N 125-ФЗ, а также в Постановлении Пленума Верховного Совета СССР от 21.06.1985 “О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение“, в котором разъяснено, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.

При проверке факта нахождения лица, претендующего на получение страховых выплат по случаю потери кормильца, на иждивении застрахованного, необходимо сопоставить доход лица, обратившегося за возмещением, который он имел ко дню смерти застрахованного лица, и доли заработной платы погибшего, приходящейся на указанного члена семьи, обратившегося за получением страховых выплат. При проверке указанного факта необходимо учитывать ряд имеющих значение для дела обстоятельств. В частности, должно учитываться наличие у обратившегося за возмещением других лиц, которые обязаны предоставлять ему содержание, и оказание такими лицами помощи. Например, нетрудоспособные родители обратились за страховым обеспечением в связи со смертью сына. В этом случае, делая вывод о том, что оказываемая умершим помощь была постоянным и основным источником средств к существованию нетрудоспособных родителей, следует также учитывать наличие у последних других детей и оказание ими помощи.

Если помощь со стороны кормильца заключалась в физической работе, то есть носила не материальный характер, то указанная помощь не может учитываться при определении факта иждивения, поскольку обеспечение по страхованию - это компенсация утраченной доли заработной платы кормильца.

Судебная коллегия по гражданским делам

Пермского областного суда

Статья 26.6. Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях)

1. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях).

2. Взыскание страховых взносов производится по решению территориального органа страховщика о взыскании страховых взносов (далее - решение о взыскании) путем направления в банк (иную кредитную организацию), в котором открыты счета страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя, поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя.

3. До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 26.9 настоящего Федерального закона.

4. Форма решения о взыскании утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

5. Решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.

6. Решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика в отношении одного или нескольких требований одновременно.

7. В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 500 рублей, решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.

8. Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных пунктами 5 и 7 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.

9. В случае пропуска сроков, установленных пунктами 5 и 7 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, территориальный орган страховщика может обратиться в суд с заявлением о взыскании со страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов (далее в настоящей статье - заявление о взыскании).

10. Заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

11. В случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила 500 рублей, территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.

12. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, установленный пунктами 10 и 11 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.

13. Положения пунктов 7 и 10 настоящей статьи не распространяются на порядок взыскания страховых взносов, пеней и штрафов со страхователей, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

14. Решение о взыскании доводится до сведения страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения такого решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (ее уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления страхователю решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются страховщиком.

15. Поручение территориального органа страховщика на перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации направляется в банк (иную кредитную организацию), в котором открыты счета страхователю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, и подлежит безусловному исполнению банком (иной кредитной организацией) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок направления в банк (иную кредитную организацию) поручения территориального органа страховщика на перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации со счетов страхователей в электронном виде через территориальные органы Федерального казначейства устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральным казначейством и страховщиком.

16. Направление в территориальный орган Федерального казначейства поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Поручение территориального органа страховщика на списание и перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению.

17. Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а при недостаточности средств на счетах в валюте Российской Федерации - со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте.

18. Взыскание страховых взносов со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи иностранной валюты. При взыскании средств, находящихся на счетах в иностранной валюте, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика одновременно с поручением территориального органа страховщика на перечисление страховых взносов направляет поручение банку (иной кредитной организации) на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет страхователя.

19. Не производится взыскание страховых взносов с депозитного счета страхователя, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора территориальный орган страховщика вправе дать банку (иной кредитной организации) поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет страхователя, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк (иную кредитную организацию) поручение территориального органа страховщика на перечисление страховых взносов.

20. Поручение территориального органа страховщика на перечисление страховых взносов исполняется банком (иной кредитной организацией) не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов производится со счетов в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов производится со счетов в иностранной валюте, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

21. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в день получения банком (иной кредитной организацией) поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление страховых взносов такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета, но не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счета в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в иностранной валюте, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

22. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя территориальный орган страховщика вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 26.7 настоящего Федерального закона.

23. Положения настоящей статьи применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 26.6. Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях)

1. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях).

2. Взыскание страховых взносов производится по решению территориального органа страховщика о взыскании страховых взносов (далее - решение о взыскании) путем направления в банк (иную кредитную организацию), в котором открыты счета страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя, поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя.

3. До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 26.9 настоящего Федерального закона.

4. Форма решения о взыскании утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

5. Решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.

6. Решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика в отношении одного или нескольких требований одновременно.

7. В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 500 рублей, решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.

8. Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных пунктами 5 и 7 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.

9. В случае пропуска сроков, установленных пунктами 5 и 7 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, территориальный орган страховщика может обратиться в суд с заявлением о взыскании со страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов (далее в настоящей статье - заявление о взыскании).

10. Заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

11. В случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила 500 рублей, территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.

12. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, установленный пунктами 10 и 11 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.

13. Положения пунктов 7 и 10 настоящей статьи не распространяются на порядок взыскания страховых взносов, пеней и штрафов со страхователей, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве в соответствии с .

14. Решение о взыскании доводится до сведения страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения такого решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (ее уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления страхователю решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются страховщиком.

15. Поручение территориального органа страховщика на перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации направляется в банк (иную кредитную организацию), в котором открыты счета страхователю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, и подлежит безусловному исполнению банком (иной кредитной организацией) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок направления в банк (иную кредитную организацию) поручения территориального органа страховщика на перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации со счетов страхователей в электронном виде через территориальные органы Федерального казначейства устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральным казначейством и страховщиком.

16. Направление в территориальный орган Федерального казначейства поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Поручение территориального органа страховщика на списание и перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению.

17. Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а при недостаточности средств на счетах в валюте Российской Федерации - со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте.

18. Взыскание страховых взносов со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи иностранной валюты. При взыскании средств, находящихся на счетах в иностранной валюте, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика одновременно с поручением территориального органа страховщика на перечисление страховых взносов направляет поручение банку (иной кредитной организации) на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет страхователя.

19. Не производится взыскание страховых взносов с депозитного счета страхователя, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора территориальный орган страховщика вправе дать банку (иной кредитной организации) поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет страхователя, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк (иную кредитную организацию) поручение территориального органа страховщика на перечисление страховых взносов.

20. Поручение территориального органа страховщика на перечисление страховых взносов исполняется банком (иной кредитной организацией) не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов производится со счетов в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов производится со счетов в иностранной валюте, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

21. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в день получения банком (иной кредитной организацией) поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление страховых взносов такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета, но не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счета в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в иностранной валюте, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

22. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя территориальный орган страховщика вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 26.7 настоящего Федерального закона.

23. Положения настоящей статьи применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Не действует Редакция от 17.07.1999

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.99) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"
Вид документа закон
Принявший орган гд рф, сф рф, президент рф
Номер документа 125-ФЗ
Дата принятия 06.01.2000
Дата редакции 17.07.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 24.07.99 - "Российская газета", N 153-154, 12.08.98;
  • "Собрание законодательства РФ", 03.08.98, N 31, ст. 3803;
  • "Финансовая газета", N 36, 07.09.98)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.99) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"

Настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

часть четвертую статьи 22

"Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда."

часть третью статьи 24 после слов "в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации" дополнить словами "и Фонд социального страхования Российской Федерации"

часть четвертую статьи 29 изложить в следующей редакции:

"Лицам, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, расходы на санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска на весь период лечения и проезда, стоимость проезда инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания, оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования

Поручить Правительству Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.99) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.99) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.98 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.99) "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

© uspex-vrn.ru, 2024
Строительный портал - Uspex-vrn