После Революции нас решили погрузить во мрак, разрушая храмы, чтобы взимать с нас налоги за свет. Развитие электричества в Средние века Старинные источники электричества

13.04.2024

Мы привыкли к завоеваниям цивилизации. Кажется, ничего нет удивительного, когда щелкаешь выключателем, и зажигается свет; нажимаешь на кнопку - и подставляешь лицо под прохладный ветерок, порожденный лопастями вентилятора; втыкаешь вилку в розетку, и утюг в считанные секунды нагревается до нужной температуры. Трудно представить, что в древности люди не знали электричества. А может быть, они его все-таки знали?..

Солнечный камень

Миллионы лет назад над Европой нависала гигантская шапка ледника, и климат был совсем иной. Растительность чем-то напоминала современную тайгу с разнообразными хвойными деревьями. Под палящим солнцем сломанные бурями густо истекали смолой реликтовые ели и сосны. Со временем смолистые выделения приобретали каменную твердость. Так рождался удивительный янтарь. Из него тысячелетия назад уже делали украшения и амулеты. История не сохранила имени безвестного пастуха, случайно потершего окаменевшую смолу об овечью шкуру. Раздалось легкое потрескивание, и шерстинки встали дыбом...

Прошли тысячелетия, и уже древнегреческий философ Фалес Милетский целенаправленно ставил разнообразные опыты с «электроном», что по-гречески и означает «янтарь». Мы знаем об этих незатейливых опытах не слишком много. Более-менее известно, что философ вытачивал из янтаря разнообразные фигурки - палочки, пластины, шарики и кубики, которые затем натирал всяческими тканями, шкурками и шерстью.

Так он исследовал «родство» предметов и материалов и «божественной силы электрона». Долгое время считалось, что это было единственное (не считая молний) знакомство человека с электричеством, однако история любит преподносить сюрпризы.

«Багдадская батарейка»

Как-то раз в 1936 году во время строительства юго-восточного участка багдадской железнодорожной магистрали рабочие наткнулись на древнюю парфянскую гробницу. В ней были найдены глиняные желто-коричневые сосуды двухтысячелет-ней давности. Внутри находились свернутые в цилиндр листки меди, изъеденные коррозией железные стержни и кусочки битума - природного асфальта. Похоже, что битум покрывал верхнюю и нижнюю части медного цилиндра, внутри которого помещался железный стержень.

Битумный герметик и следы коррозии наводят на мысль, что в сосудах находилась какая-то едкая жидкость, например винный уксус. Так, может быть, перед нами настоящая батарейка? Именно так считал директор Национального музея Ирака Вильгельм Кёниг. Этот видный археолог пришел к сенсационному выводу о том, что содержимое сосудов очень напоминает гальванические элементы.

Впрочем, большинство археологов уверены, что тут они просто столкнулись с обычными футлярами для хранения папирусных свитков, ведь похожие артефакты были найдены возле города Селевкия на Тигре и столицы Парфянского царства Ктесифона. Там в «селевкийских вазах» нашли свиток папируса и скрученные листы бронзы, больше напоминавшие пенал для свернутых листов папируса.

В «селевкийских вазах» могли храниться священные свитки из пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении могли выделяться органические кислоты, разъедающие медь и железо, что и объясняет следы коррозии на внутренних металлических деталях. При этом битумный герметик» позволял хранить содержимое кувшина длительное время.

Древнеегипетские «лампы»

Сенсационность возможного использования «селевкийских ваз», несмотря на возражения академических ученых, вызвала волну интереса к «электрическим» артефактам. Энтузиасты исследования тайн древнеегипетской «храмовой науки» Петер Красса и Рейнхард Хабек даже написали книгу «Свет фараонов», где рассмотрели вопрос использования электричества в древние времена.

Они предположили, что «храмовые ученые» входившие в жреческую касту, умели изготовлять некие «джед-столбы», одни из составляющих системы энергопитания. Авторы также утверждают, что при раскопках пирамид были обнаружены модели всяческих «прожекторов» с медными проводами.

Выводы исследователей «египетского света» основаны на необычных храмовых древнеегипетских фресках. Прежде всего, здесь выделяются таинственные барельефы подземного храма Дендеры. В одной из каменных камер непонятного назначения изображены человеческие фигуры рядом с некими предметами, имеющими форму колбы.

Эти колбы, или пузыри, очень напоминают гигантские электролампы с причудливыми извивающимися змеями внутри. Головы змей увенчаны цветками лотоса, чем-то напоминающими ламповые патроны. Нечто подобное кабелю подсоединено с ящиком, вблизи которого находится символ могущества - «джед-столб», также скрепленный со змеями.

Правда, необходима значительная доза фантазии, чтобы представить слуг фараона, держащих в руках какие-то таинственные аппараты, напоминающие лампы или даже прожекторы, соединенные проводами с рядом сосудов-аккумуляторов.

Есть и критические доводы, ведь изображение сопровождают лишь иероглифы какого-то религиозного гимна, посвященного богу солнца - Ра. Это позволило египтологам отбросить все неформальные гипотезы и уверенно объяснить пиктограммы изображением храмовой мистерии с небесной ладьей бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу.

Между прочим, немецкий физик Франк Деренбург рассчитал параметры батареи по «багдадской версии», и получилось, что подобная конструкция для освещения египетских подземелий должна весить десятки, а то и сотни тонн. Что явно противоречит здравому смыслу.

На пути к разгадке -«живые аккумуляторы»

Загадка «багдадских батареек» и «египетского электричества» может быть решена неожиданным путем. Историкам медицины Древнего мира известны парадоксальные способы лечения с помощью... «животного электричества». В принципе здесь нет ничего необычного, ведь отдельные представители нильских электрических сомов действительно способны поражать 400-вольтовыми импульсами при амперном токе, что весьма существенно и для современной электромедицины.

Существуют описания европейских этнографов XVIII века о том, что те же абиссинцы необычным образом и весьма успешно использовали «электрошоковую терапию». Во время тяжелых приступов болотной лихорадки они крепко привязывали больного к деревянному помосту, обливали его солевым раствором рапы (воды соляных озер.) и касались его пупка живым электрическим сомом, завернутым в сухой папирус. Электрические удары следовали до тех пор, пока лихорадочный приступ не прекращался.

К концу XVIII века среди британских врачей и биологов стала популярна тема «живого электричества». Анатом Джон Уолш доказал электрическую природу удара ската, показав, что электрические импульсы передаются не «воздушными флюидами», а непосредственным контактом и «проводящим сродством веществ». Затем шотландский хирург Джон Хантер рассмотрел строение электрического органа этой необычной рыбы. Исследования Уолша и Хантера были опубликованы в 1773 году и через несколько лет попали к итальянскому врачу и физиологу Луиджи Гальвани.

Гальвани начал экспериментировать с воздействием статического электричества. Как-то раз его ассистент случайно коснулся лягушачьей лапы скальпелем, накопившим электрический разряд. Лапка судорожно дернулась, и перед Гальвани открылась новая область исследований.

Занимаясь «животным электричеством», Гальвани сделал выводы, что мышцы являются своеобразными аккумуляторами, которыми посредством электрических сигналов управляет центральная нервная система. Используя знаменитый врачебный принцип «подобное - подобным», он предположил, что многие мышечные заболевания, спазмы и «корчи» можно было бы лечить электрическими разрядами.

Так, может быть, и слаботочные египетские и шумерские «электроприборы» имели медицинское предназначение? Такое кажется возможным при процедурах электроакупунктуры, когда к биологически активным точкам (БАТ) подводят небольшие импульсы тока. Между прочим, электровоздействие на БАТ может приводить и к обезболивающему эффекту.

Итак, существовали или нет «электрические» артефакты, историческая наука пока еще не знает, ведь после гибели Александрийской библиотеки исчезли тысячи папирусных свитков, хранящих тайны «храмовой науки».

Может быть, нас еще ждут очень необычные археологические находки «криптоэлектрических» артефактов, которые откроют новые страницы истории науки и техники.

Олег ФАЙГ

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В ДРЕВНЕМ МИРЕ


Храм богини Хатор в Дендере.

Александр Шимбалаев

Множество тайн хранит древний мир. Большинство современных людей склонно думать, что наши предки были примитивны и малообразованны. Однако археологи, в противовес этому мнению, находят время от времени удивительные свидетельства мудрости тех, кто жил за тысячелетия до нас. Одни только храмы и величественные сооружения, которые раскинулись по всему миру, начиная от Египта и заканчивая Стоунхенджем в Англии, завораживают и вызывают восхищение умением и силой древних строителей.

Казалось бы, общеизвестно: электричество было открыто в 1820 году Эрстедом * . Однако сегодня некоторые исследователи оспаривают это мнение. Почему? Во время археологических раскопок в Иране археологи обнаружили загадочные похожие по форме на вазы предметы, оказавшиеся во время дальнейших исследований…вполне работоспособными гальваническими батареями! Невероятно, но время их создания датируется 250 г. до н. э. Каждое приспособление состоит из длинного, примерно в 12 см, цилиндра, изготовленного из медной пластины и покрытого слоем олова. Сечение цилиндра ровно 2,5 см., а внизу он плотно закрывается медной крышечкой, обработанной битумной массой. Внутри находится железный прут длиной 11 см, конец которого изолирован смолой и выходит наружу. Чтобы обеспечить сохранность прибора от внешних воздействий, он помещён в терракотовый чехол. "Ваза" имеет размеры 18 см. Если эту медно-железную конструкцию поместить в вино, уксус, лимонную кислоту, мы получим гальванический элемент. Интересным является также тот факт, что по строению вавилонская батарея идентична той, которую спустя 2 тысячи лет использовал Луиджи Гальвани ** .



"Электрические лампы" на барельефах храма Хатор.

Несколько лет назад в Германии, в городе Хильдесхайм, был проведён эксперимент, поставивший экспертов в большое недоумение: каждая из подключенных к измерительным приборам батарей показала напряжение 0,5 вольта. Этим было доказано, что найденные в Чуйут Рабуах в Селевкии над Тигром, или в соседнем Ктесифоне медные элементы действительно являются древними электрическими батареями. Появляется даже вопрос, имели ли древние народы подобные технологии.

Есть данные, позволяющие ответить на этот вопрос утвердительно. Приведём в качестве примера страну фараонов - Египет. Знали ли жрецы - древние учёные - тайны электричества? Как появились прекрасные росписи на стенах в подземных святынях или в Долине Царей? Какой источник света использовали при живописных работах?

Первая мысль, которая приходит в голову, подсказывает, что это были, скорее всего, свечи или масляные лампы. Но исследование потолков и стен подземных камер показывает, что там нет следов копоти. Факелы и лампы должны были их оставить на потолках, стенах, колоннах. Археологи заметили бы это даже спустя множество столетий.

Однако ничего подобного нет. Может быть, умные жрецы придумали систему зеркал, которая доставляла солнечный свет под землю? Нет, практические исследования показали, что он должен был рассеяться, следуя по длинным туннелям. Создать освещение таким способом оказалось невозможным. Предположение о том, что древние египтяне использовали не коптящие лампы или факелы, также не нашло подтверждение. Никто до сегодняшнего дня ещё не открыл подобную технологию. Подсказку дали сами древние египтяне, оставив нам послание в виде многочисленных барельефов на стенах своих храмов. На расстоянии 60 километров к северу от Луксора можно найти строение, которое привлекает внимание туристов, путешествующих по Египту. Это храм богини Хатор, расположенный в Дендере.

Находящиеся поблизости от него руины и монументальные развалины выразительно свидетельствуют в пользу того, что собственно храм является только частью огромного архитектурного комплекса.

24 толстые колонны в вестибюле огромных размеров, остатки стен 3-метровой толщины - это лишь надземная часть, являющая собой маленький фрагмент всего комплекса. Остальное строение - 12 длинных, узких и труднодоступных криптов*** - представляет обширную подземную конструкцию. Здесь скрыты завораживающие барельефы, равных которым нет нигде в мире, ни в самом Египте, ни в других странах. А размещённые во многих местах иероглифы не прочитаны до сих пор.


Восстановленная по рисункам из храма Хатор электрическая лампа. Примерно такие электрические светильники горели в древнеегипетских храмах.

Видимый нами храмовый комплекс был построен в эллинистическом Египте, с 54 г. до н. э. по 60 г. н. э. Однако упоминавшиеся выше крипты датируются глубокой древностью. Старые тексты, обнаруженные на стенах, относятся к царствованию фараонов Пепи II (6- я династия, с 2175 г. до н. э.), Хуфу (4-я династия, с 2675 г. до н. э.) и Тутмоса III (18 -я династия, с 1480 г. до н. э.). На кладбище храма есть могилы самых ранних династических времён (3100 - 2890 гг. до н. э.)

На барельефах видны человеческие фигуры, расположенные рядом с предметами, по форме напоминающими баллоны. Они без особого мысленного напряжения ассоциируются с огромными электрическими лампами. Вьющиеся в них змеи - это электрические дуги, цвет лотоса создаёт оправу, из которой выходит провод, соединённый с прямоугольным контейнером. Всё находится на колонне, которая каждому технику покажется изолятором, применяемым в линиях высокого напряжения. Эта конструкция имеющая длину вытянутых рук, обозначена иероглифом " djed ", что означает стабильность, продолжительность.

Не стоит ли поискать настоящее значение этой мистической подпорки, опираясь на прямой смысл указанного слова? Вся выбитая на камне огромная библиотека состоит из информации, закодированной на известном только высокопоставленным жрецам языке. Символы, знаки, цифры были придуманы для того, чтобы сохранить знание и одновременно скрыть его от непосвящённых. Всякий значительный памятник египетской цивилизации представляет собой кладезь мудрости. Например, пирамида Хеопса более похожа на вместилище знаний, чем на гробницу фараона.


Многие вопросы древности можно решить, обращаясь к опыту других культур. В одной из индийских книг, Kumbhadwaba Agadsyonumi , находится описание изготовления элемента, производящего ток. Позволим себе процитировать фрагмент этого текста: "После того как разместишь в глиняном сосуде, который не пропускает воду, кусок чистой меди, нужно сделать отверстие, направленное к верху, и добавить витриола, голубого, как павлинье перо. Потом кувшин наполнить опилками и сверху положить цинковый блок, натёртый чистым серебром. Из этого соединения возникнет сила, которая называется Митра, равно как и свет, появившийся из соединения меди и цинка. Сто таких глиняных сосудов дадут большую силу". Интересным является факт, что данный текст появился за много столетий до Рождества Христова и задолго до возникновения так называемых "сухих батарей" из Багдада".

В этом документе также можно найти совпадение с представленными на одной из стен храма Хатор в Египте иероглифами и барельефами. Художники и резчики страны пирамид изобразили электричество под видом змей неспроста. Символика и действительность переплетаются здесь однозначно: змея быстра, как молния, она может быть смертельно опасной и в дополнение ко всему является существом, внушающим ужас. Звуки, которые издаёт электрический разряд, треск искр, ассоциируется с её шипением.

Но откуда египтяне брали энергию? Какие источники создавали ток? Сегодня однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Анализ обсуждавшихся источников требует обратить внимание на несколько возможностей. Австрийский инженер-электрик Вальтер-Гарн, работавший с археологами над разрешением этой проблемы, пишет: "Последовательное соединение многих таких элементов позволяет получить очень высокое напряжение, так же, как в современных аккумуляторах. Можно его получить, используя также пыль или дым, хотя подобные явления считаются нежелательными, и лучше его усилить, используя заземлённые медные пластины. Ещё один метод позволяет применить электростатическую машину, работающую на энергии воды. Высокое напряжение можно получить и химическим путём. Трудно, в конце концов, узнать все способы, приводящие к получению электрического тока. Можно лишь вспомнить ската - рыбу, поражающую свою жертву тысячами вольт".

Чтобы выйти из теоретических рассуждений, Гарн сконструировал две действующие модели "лампочек", опираясь исключительно на инструкции, помещённые в храме Хатор. Первая из них давала электрическую дугу, интенсивно освещавшую находящиеся во тьме предметы. Вторая более интересная, представляла собой стеклянную колбу длиной 40 см и шириной 12см в самом "толстом" месте. На одном конце находился укреплённый при помощи смолы электрод, второй узкий, был также залит смолой. Подсоединённая к лампе "змея" тщательно изолировалась от поступления воздуха. Эта модель была многократно представлена публично.

Стоит здесь вспомнить, что древние египтяне были большими мастерами в производстве стекла. Примером служит захоронение, обнаруженное на расстоянии 25 км южнее Каира, датируемое возрастом в несколько тысяч лет. Там найдена увеличивающая линза, сделанная из горного хрусталя. Учёные вновь сталкиваются с очередной загадкой. Какие приборы использовали древние, чтобы изготавливать оптические линзы? Может быть, и этот секрет когда-нибудь раскроется. Изучение находящегося на южной стене восточной комнаты барельефа, позволяет решить загадку получения вакуума в древнеегипетских лампах. Представленные на изображении четверо мужчин распрыскивают какую-то жидкость похожую на воду, находящуюся в обслуживаемом ими приборе.

Сегодня известно, что, используя так называемые электроды, или водяные насосы, можно получить относительно высокий вакуум, особенно если они работают в каскадной системе. При давлении 40 мм ртутного столба, реализованном внутри стеклянной колбы с помещёнными там двумя металлическими пластинами, уже при очень малых напряжениях появляется нить света, соединяющая их. Если уменьшить давление внутри сосуда, светящаяся змейка расширяется, заполняя постепенно весь объём. А это точно соответствует картинам в подземных коридорах храма богини неба Хатор в Дендере.

Существуют сегодня и другие объяснения барельефов храма Хатор, опирающиеся на древнеегипетскую мифологию. Однако они не дают ответы на поставленные вопросы. Как поданные фараона освещали свои подземелья? Да и опыты учёных, воспроизводивших древние электрические приборы, свидетельствуют о том, что люди, жившие в стране пирамид несколько тысяч лет назад, могли их использовать.

Многие любители сенсаций сразу же считают, что все чудеса техники были принесены на Землю пришельцами из космоса. Нам эта гипотеза кажется надуманной. Нужно очень сильно не любить человечество, чтобы все значительные его достижения сразу же приписывать влиянию инопланетного разума. Если в наше время земляне достигли значительных успехов в развитии науки и техники, почему подобные открытия не могли быть сделаны ранее? Наука говорит о том, что человек биологически не изменился за всё время своего существования. Чудеса древности свидетельствуют о высоком интеллекте наших предков. Мы и сегодня не можем воспроизвести многое из того, что делали люди в прошлом.

Почему же не сохранились достижения древней техники до сего дня? Тому есть множество причин. Наука точно установила, что на Земле неоднократно были потопы. В Библии сказано, что древние мудрецы достигли большого мастерства в различных искусствах. Однако слишком увлеклись техническим прогрессом, который их и погубил. Помимо природных катаклизмов, человечество постоянно сотрясали войны. Время от времени массы необразованных варварских племён вторгались в культурные страны и уничтожали всё знание, накапливавшееся тысячелетиями. Сегодня же учёные с большим трудом пытаются распутать все сложные узлы человеческой истории.

*Электричество - совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов. Термин введён английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните - Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами. Он установил, что свойством наэлектризовываться обладают и другие вещества.

Одним из первых электричество привлекло внимание греческого философа Фалеса в VII веке до н. э., который обнаружил, что потёртый о шерсть янтарь (др.-греч. ἤ λεκτρον: электрон) приобретает свойства притягивать легкие предметы. Однако долгое время знание об электричестве не шло дальше этого представления. В 1600 году появился сам термин электричество («янтарность»), а в 1663 году магдебургский бургомистр Отто фон Герике создал электростатическую машину в виде насаженного на металлический стержень серного шара, которая позволила наблюдать не только эффект притягивания, но и эффект отталкивания. В 1729 году англичанин Стивен Грей провел опыты по передаче электричества на расстояние, обнаружив, что не все материалы одинаково передают электричество. В 1733 году француз Шарль Дюфе установил существование двух типов электричества стеклянного и смоляного, которые выявлялись при трении стекла о шелк и смолы о шерсть. В 1745 г. голландец Питер ван Мушенбрук создает первый электрический конденсатор - Лейденская банка.

Первую теорию электричества создает американец Б. Франклин, который рассматривает электричество как «нематериальную жидкость», флюид («Опыты и наблюдения над электричеством», 1747 год). Он также вводит понятие положительного и отрицательного заряда, изобретает молниеотвод и с его помощью доказывает электрическую природу молний. Изучение электричества переходит в категорию точной науки после открытия в 1785 году Закона Кулона.

Далее, в 1791 году, итальянец Гальвани публикует «Трактат о силах электричества при мышечном движении», в котором описывает наличие электрического тока в мышцах животных. Другой итальянец Вольта в 1800 году изобретает первый источник постоянного тока - гальванический элемент, представляющий собой столб из цинковых и серебряных кружочков, разделенных смоченной в подсоленной воде бумагой. В 1802 г. Василий Петров обнаружил вольтову дугу.

В 1820 году датский физик Эрстед на опыте обнаружил электромагнитное взаимодействие. Замыкая и размыкая цепь с током, он увидел колебания стрелки компаса, расположенной вблизи проводника. Французский физик Ампер в 1821 году установил, что связь электричества и магнетизма наблюдается только в случае электрического тока и отсутствует в случае статического электричества. Работы Джоуля, Ленца, Ома расширяют понимание электричества. Гаусс формулирует основную теорему теории электростатического поля (1830).

Опираясь на исследования Эрстеда и Ампера, Фарадей открывает явление электромагнитной индукции в 1831 году и создает на его основе первый в мире генератор электроэнергии, вдвигая в катушку намагниченный сердечник и фиксируя возникновение тока в витках катушки. Фарадей открывает электромагнитную индукцию (1831) и законы электролиза (1834), вводит понятие электрического и магнитного полей. Анализ явления электролиза привел Фарадея к мысли, что носителем электрических сил являются не какие-либо электрические жидкости, а атомы - частицы материи. «Атомы материи каким-то образом одарены электрическими силами», - утверждает он. Фарадеевские исследования электролиза сыграли принципиальную роль в становлении электронной теории. Фарадей создал и первый в мире электродвигатель - проволочка с током, вращающаяся вокруг магнита. Венцом исследований электромагнетизма явилась разработка английским физиком Д. К. Максвеллом теории электромагнитных явлений. Он вывел уравнения, связывающие воедино электрические и магнитные характеристики поля в 1873 году.

В 1880 году Пьер Кюри открывает пьезоэлектричество. В том же году Д. А. Лачинов показал условия передачи электроэнергии на большие расстояния. Герц экспериментально регистрирует электромагнитные волны (1888 год).

В 1897 году Джозеф Томсон открывает материальный носитель электричества - электрон, место которого в структуре атома указал впоследствии Эрнест Резерфорд.

В XX веке была создана теория Квантовой электродинамики. В 1967 году был сделан очередной шаг на пути изучения электричества. С. Вайнберг, А. Салам и Ш. Глэшоу создали объединенную теорию электрослабых взаимодействий.

**Луи́джи Гальва́ни (итал. Luigi Galvani, 9 сентября 1737 - 4 декабря 1798) - итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей электрофизиологии и учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии. Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении («животное электричество»). Обнаружил возникновение разности потенциалов при контакте разных видов металла и электролита.

Одним из последователей Гальвани был его племянник Джованни Альдини, именно он одним из первых применил теоретические знания Гальвани на практике. Он стал проводить эксперименты, связанные с электрическими явлениями при мышечном сокращении, а точнее на трупах казнённых преступников.

***Крипты - тайные подземные склепы, некоторые для целей посвящения, другие - для погребения.

«ТАЙНЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА»

Глава 5 РОБОТЫ КАМЕННОГО ВЕКА

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО... ДО НАШЕЙ ЭРЫ

В последнее время часто пишут об удивительных, но пока необъяснимых находках, полагая, что такие чудеса нашего века, как самолеты, электроприборы и сложные технологические процессы, уже были известны несколько тысяч лет назад. Даже скептики вынуждены признать, что некоторые археологические находки - веское тому подтверждение.

Наиболее известной вещественной находкой такого рода можно считать электрическую батарею, изготовленную за две тысячи лет до опытов Луиджи Гальвани, проведенных в 1786 году, и до источников тока, созданных А. Вольтом в XIX веке. Ее нашел в 1937 году во время раскопок под Багдадом немецкий археолог доктор Вильгельм Кё"ниг. К сожалению, он не придал особого значения своей находке.

После второй мировой войны археологические раскопки в Ираке были возобновлены. Там, где некогда находился античный город Селевкия, ученые обнаружили небольшие глазурованные глиняные сосуды, напоминавшие цветочные вазы. Но находка оказалась куда более серьезной. «Вазы» размером около 10 сантиметров хранили в себе запаянные медные цилиндры с железными сердечниками внутри, изъеденными коррозией. В некоторых «вазах» сохранились также кусочки битума. Для пайки цилиндров применяли сплав свинца и олова в той же пропорции, что и в современной технике. Сомнений не оставалось. Это были остатки древних гальванических, точнее сказать электролитических, элементов.

Гальванотехники без особых трудов реконструировали элемент, залили его электролитом - медным купоросом и получили электрический ток. Шумеры, скорее всего, применяли в качестве электролита лимонную или уксусную кислоту. Они дают менее высокое напряжение, чем медный купорос, которого древние, по-видимому, не знали. Но они могли соединять электрический элемент в батареи и получать желаемое напряжение. Гальванический элемент древних шумеров Двуречья мог давать ток с напряжением 0,25-0,5 вольта, а по другим данным - до о вольт с силой тока 0,5-6,0 миллиампер, в зависимости от состава и концентрации заливаемого электролита. Так было признано, что примитивные батареи работоспособны.

Остались невыясненными самые важные вопросы: как, кем и зачем были сделаны эти простейшие электрические батареи две тысячи лет назад? Для создания этих "" батарей необходимо было иметь не только общие понятия об электричестве, но и знания основных законов физики, чтобы рассчитать параметры батарей. Возможен ли в древнем обществе столь высокий уровень научных знаний и технологии? Тут вполне правомерно привлечь гипотезу о том, что такие технические аномалии древности могут, быть следствием космических палеоконтактов.

Если в древнем мире существовали электрические источники тока, образцы которых найдены в Двуречье и то логично допустить существование приборов, устройств, использовавших полученную электроэнергию. Какие это были приборы, мы не знаем. Можем лишь предполагать, исходя из потребностей общества той эпохи, что электроэнергия могла использоваться в гальванопластике при производстве украшений, в лечебных целях при электроакупунктуре, а также для освещения.

Почти пятьдесят лет шумерские батареи оставались единственным образцом древней электротехники. И вот в *| начале восьмидесятых годов Рейнхард Хабек сделал сенсационное открытие в египетском храме Хатор. Храм находится в городе Тентира (который древними греками назывался Дендера) в среднем течении Нила, примерно в пятистах километрах южнее Гизы и в пятидесяти километрах к северу от Фив. Построен, по-видимому, в 4-1 веках до н. э. Вот что пишет Рейнхард Хабек о своем открытии.

Посетитель храма Хатор может познакомиться с загадочными рельефами на стене. На рельефах изображена несколько грушевидных предметов с волнистыми линиями в виде стилизованных змей внутри них. Поскольку никакого рационального объяснения этим предметам дать нельзя, то их просто считают ритуальными атрибутами и символами. Тем не менее это не решает вопроса об их происхождении и назначении. Здесь же можно видеть шланги или кабель, а также стойки, служащие подпорками грушевидных прозрачных предметов, занимающих центральное место в композиции рельефа. Подпорки, получившие название «столбы Дьед», имеют сложную конструкцию. Весь рельеф оставляет впечатление сложного осветительного устройства. Грушевидные объекты с волнистыми линиями внутри - лампы электрических светильников, «столбы Дьед» - высоковольтные изоляторы, о чем говорит весьма характерная для изолятора конструкция. Лампы накаливания в Древнем Египте? Возможно ли это?

К сожалению, иероглифические тексты, сопровождающие рельефы, расшифровать еще не удалось, подтвердил египтолог из Трирского университета доктор Эрих Винтер. Поскольку египтологи пока не выяснили смысла рельефов храма Хатор, в их интерпретации пробуют свои силы... инженеры.

Инженер-электрик Вальтер Гарн, руководитель проекта одного крупного австрийского концерна, ничего не знал о храмах Дендеры. Впервые увидев фотографии древнеегипетских рельефов, он был очень удивлен, поскольку, по его мнению, «столбы Дьед» выглядят точно так же, как современные высоковольтные изоляторы. Змеи могут быть нитью накаливания или светящимися разрядами, которые под действием высокого напряжения выходят из чашечки цветов лотоса, изображающих держатель стеклянной колбы светильника. Без знании электротехники создать этот рисунок было бы невозможно.

Если допустить, что древнеегипетские жрецы пользовались электрическими лампами накаливания, то возникает вопрос об источниках энергии. Батарея, подобная той, что нашел Кёниг под Багдадом, для столь мощных светильников, соизмеримых по своим размерам с ростом человека, явно маломощна. Читая рельефу как читают инженерный чертеж, можно видеть, что от баллонов светильника идут толстые провода, кабели или шланги, которые соединяются с баком. Содержание и назначение этого «бака» остается пока неясным, поскольку текст надписей еще не расшифрован. Очевидно, этот «бак» исполнял функции генератора.

По этому поводу инженер-электрик Гарн сообщает следующее. Так как для питания светильников было необходимо высокое напряжение, жрецы, возможно, использовали ленточный электростатический генератор, который применяется в основном в ядерной физике-. Заряды вводятся внутрь шара на изолированной ленте и снимаются наконечниками. Таким образом шар заряжается и находится под большим напряжением. Даже при помощи простых электростатических генераторов легко можно получить напряжение в сотни тысяч вольт. Возможно, что «столб Дьед», считает Гарн, заряжался изнутри горячим воздухом и пылью. Может быть, поэтому на Ц рельефе изображен бог воздуха Шу, восседающий на «ге нераторе». На токопроводе изображен символ «нап ряжения» и символы положительного и отрицательного начал, прекрасно выражающие физическую природу электрического напряжения. В композиции присутствует и покровитель науки бог Тот, как бы освящая своим присутствием это таинственное деяние. Он держит в руках два ножа, символизирующих, вероятно, электрический рубильник. В одной из сцен ножи разведены - рубильник разомкнут, в другой сцене ножи сведены - рубильник включен. Символизм древнеегипетского искусства в данном случае помогает инженерам прочитать загадочный рельеф.

Вальтер Гарн опубликовал книгу «Свет для фараонов», в которой он описывает реконструированные по изображениям на рельефах две действующие модели. Одна из них представляет собой электродуговой разрядник, при работе которого возникает интенсивный световой эффект. Вторая модель, которая демонстрировалась на международной конференции Общества древних астронавтов в Вене, представляет собой стеклянную колбу длиной 40 сантиметров с двумя металлическими штифтами. Заметим, что древние египтяне были очень искусны в изготовлении стекла. «Если из этой колбы выкачать воздух, то даже при невысоком напряжении наступает разряд,- пишет Гарн.- При давлении примерно 40 миллиметров ртутного столба светящаяся нить изгибается. Если и дальше откачивать воздух, то змееобразная линия растягивается, пока не заполнит всю стеклянную колбу. Вид этого процесса соответствует изображениям на древних рельефах».

Поскольку установлено, что рельефы храма Хатор отображают традиционные для египетской мифологам сюжеты и выполнены по древним образцам, то изображенные светильники следует относить не к позднему, а к среднему или даже древнему царству.

До сих пор остается загадкой, какими осветительными средствами пользовались древние художники, делая прекрасные многоцветные росписи и ювелирной работы рельефы в темных камерах пирамид и храмов. На стенах и потолках нет никаких следов копоти от факелов, которые могли быть единственным средством освещения.

Мы вправе задать вопрос: а не пользовались ли создатели пирамид и храмов электрическим освещением, се-

крет получения которого вместе с другими высокими познаниями и техникой мог быть передан им палеокосмонав-тами, посещавшими Землю?

Поставить такой вопрос мы вправе еще и потому, что в древних источниках есть сведения о том, что несколько тысяч лет назад у жрецов и мудрецов совершенно естественным было представление о других разумных мирах и об их положительном влиянии на людей и на земные дела. Обратимся к дореволюционному петербургскому изданию книги «Путешествие Пифагора». Вот как рассказывается в ней о посещении чрева египетской пирамиды: Пифагор. Жрец Изиды, можешь ли ты отворить мне двери в лабиринт?

Жрец. Могу! Следуй за мной.

Пифагор. Пройдя множество трудных закоулков с закрытыми глазами, я был сведен на дно просторного колодца, откуда, наконец, шел в лабиринты, освещенные кротким светом, способным для чтения и размышлений. Ученики мои! Не могу описать вам положение души моей, жаждущей познаний, при рассмотрении великого множества ученых вещей!

Что за лабиринты под пирамидами? Какие учен вещи видел в них Пифагор и при каком освещении, ее ни слова не говорится о факелах?

Почему "же в распоряжении историков так мало или совсем нет прямых свидетельств? Во-первых, потому, что, являясь достоянием жрецов и правителей, знания и технические секреты хранились в глубокой тайне. Во-вторых, распространению «еретических» взглядов всегда препятствовала религия.

И все-таки некоторые тайные знания древности просачивались в общество, но почти не воспринимались общественным сознанием и не становились объектом изучения науки. Их считали курьезами или выдумками фантазеров. Примером могут служить сведения о необычных даже для XVII века физических понятиях, изложенных в трудах Си-рано де Бержерака. В книге «Путешествие на Солнце» он излагает основные принципы термодинамики, правда в весьма туманных, образных выражениях, какими мог оперировать поэт той эпохи. Сирано говорит, что электричество вырабатывается борьбой тепла («огненного зверя леса») и холода («ледяного зверя»). В конце битвы, сопровождающейся ударами грома, у огненного зверя зажигаются глаза, которые питаются светом этой битвы. «Представьте себе,- пишет Сирано,- что они - два маленьких солнца, и древние нашего мира знали хорошо, как их использовать, и они называли их горящими лампами, и они их использовали лишь только в великолепных усыпальницах известных людей».

Французский исследователь Эме Мишель спрашивает, что же это за горящие лампы, свет которых рождается в результате действия тепла и холода? Что это за славные личности? Далее Эме Мишель сообщает, что в книге тайного общества Розенкрейцеров «Фама фратернитате ро-зекруцес», опубликованной в 1814 году, есть интересное разъяснение. В книге пишется, что когда была открыта могила Христиана Розенкрейцера, легендарного основателя общества, членом которого был и Сирано де Берже-рак, то там горели лампы вечного света, то есть лампы, не требовавшие расхода горючего и внешнего источника энергии. Сирано пишет по этому поводу: «Наши современники видели их (эти лампы) горящими на этих знаменитых могилах. Но их невежественное любопытство повлекло за собой уничтожение этих ламп (они их разбили), думая найти внутри их баллонов (резервуаров) тот огонь, который давал свет».

Мы можем предполагать, что наряду с лампами накаливания и лампами дневного света, работавшими на подводимой от какого-то генератора энергии, в древности были известны и использовались лампы постоянного свечения на основе мощных, стойких люминофоров. Источник знаний древних египтян, Розенкрейцеров и конкретно Сирано де Бержерака скорее всего один и тот же - внеземной, полагает советский исследователь А. Б. Петухов в своей рукописной работе «Загадочные техницизмы в работах средневековых утопистов». Эту идею развивает и сам Сирано:«.. .я выбрал плод зрелый и уже лишенный кожицы, и едва я смочил его своей слюной, как погрузился в мировую философию. Мне показалось, будто у меня в голове возникло бесчисленное множество крошечных глазков и я обрел возможность говорить с самим Создателем».

По выражению А. Б. Петухова, Сирано стоял у «древа познания», которое можно трактовать как некий информационный центр внеземной цивилизации. Сирано сам говорит о своей связи с неземными жителями и о том, что тайные знания и технические секреты Розенкрейцеры получили при своих контактах с существами с других планет, более сведущими, чем земляне, в законах материальной Вселенной. Эме Мишель сообщает, что когда речь заходила о связи с жителями иных планет, Сирано был особенно неистощим. Согласно его описаниям, существа других миров не переставали появляться на Земле на протяжении всей человеческой истории. Именно один из них поведал Сократу мудрость. Этот «демон» Сократа имел внеземное происхождение. Сирано говорил об этом с улыбкой, без лихорадочного блеска в глазах, свойственного фанатикам, видимо понимая все недоверие, с которым современники встретят его диковинные сведения.

В средние века изучение магнитных явлений приобретает практическое значение. Это происходит в связи с изобретением компаса.

Уже в XII в. в Европе стал известен компас как прибор, с помощью которого можно определить направление на части света. О компасе европейцы узнали от арабов, которым было уже к этому времени известно свойство магнитной стрелки. Еще раньше, вероятно, такое свойство знали в Китае.

Практическое применение магнитных явлений приводило к необходимости их изучения. Постепенно выяснялся целый ряд свойств магнитов.

Исследования Гилберта.

В 1600 г. вышла книга английского ученого Гильберта «О магните, магнитных телах и большом магните - Земле». В ней автор описал уже известные свойства магнита, а также собственные открытия.

Гильберт предполагал, что Земля представляет собой большой магнит. Чтобы подтвердить это предположение, Гильберт проделал специальный опыт. Он выточил из естественного магнита большой шар. Приближая к поверхности шара магнитную стрелку, он показал, что она всегда устанавливается в определенном положении, так же как стрелка компаса на 3емле.

Гильберт описал явление магнитной индукции, способы намагничивания железа и стали и т. д. Книга Гильберта явилась первым научным исследованием магнитных явлений.

В своей книге Гильберт коснулся и электрических явлений. Нужно отметить, что хотя в то время магнетизм и электричество рассматривались как явления разной природы, тем не менее очень давно ученые заметили в них много общего. Поэтому не случайно во многих работах исследовались одновременно и магнитные и электрические явления. В частности, изучение магнетизма вызвало интерес к исследованию электрических явлений.

Гильберт открыл, что наэлектризовать можно не только янтарь, но и алмаз, горный хрусталь и ряд других минералов. В отличие от магнита, который способен притягивать только железо (других магнитных материалов в то время не знали), наэлектризованное тело притягивает многие тела.

Исследования Герике.

Новый шаг к изучению электрических явлений был сделан немецким ученым Герике. В 1672 г. вышла его книга, в которой были описаны опыты по электричеству. Наиболее интересным достижением Герике было изобретение им «электрической машины». «Электрическая машина» представляла собой шар, сделанный из серы и посаженный на железный шест. Герике вращал этот шар и натирал его ладонью руки. Впоследствии ученый несколько раз усовершенствовал свою «машину».

Несмотря на простоту прибора, Герике смог с его помощью сделать некоторые открытия. Так, он обнаружил, что легкие тела могут не только притягиваться к наэлектризованному шару, но и отталкиваться от него.

Развитие представлений о электричестве в ХVII-XVIII ст.

В XVIII в. изучение электрических явлений пошло быстрее. В первой половине этого столетия были открыты новые факты.

В 1729 г. англичанин Грей открыл явление электропроводности. Он установил, что электричество способно передаваться от одних тел к другим по металлической проволоке. По шелковой нити электричество не распространялось. В связи с этим Грей разделил все тела на проводники и непроводники электричества.

3атем французский ученый Дюфе спустя пять лет выяснил, что существует два рода электричества. Один вид электричества получается при натирании стекла, горного хрусталя, шерсти и некоторых других тел. Это электричество Дюфе назвал стеклянным электричеством. Второй вид электричества получается при натирании янтаря, шелка, бумаги и других веществ. Этот вид электричества Дюфе назвал смоляным. Ученый установил, что тела, наэлектризованные одним видом электричества, отталкиваются, а разными видами, - притягиваются.

Впоследствии стеклянное электричество было названо положительным, а смоляное - отрицательным. Это название предложил американский ученый и общественный деятель Франклин. При этом он исходил из своих взглядов на природу электричества.

Очень важным шагом в развитии учения об электричестве было изобретение лейденской банки, т. е. электрического конденсатора.

Лейденская банка была изобретена почти одновременно немецким физиком Клейстом и голландским физиком Мушенбруком в 1745 - 1746 гг. Свое название она получила по имени города Лейдена, где Мушенбрук впервые проделал с ней опыты по изучению электрических явлений.

Вскоре лейденская банка была усовершенствована: внешнюю и внутреннюю поверхность стеклянного сосуда стали обклеивать металлической фольгой. В крышку банки вставляли металлический стержень, который сверху заканчивался металлическим шариком, а нижний конец стержня при помощи металлической цепочки соединялся с внутренней обкладкой.

Лейденская банка (рис. 1.) является обычным конденсатором. Когда внешнюю обкладку ее заземляют, а металлический шарик соединяют с источником электричества, то на обкладках банки скапливается значительный электрический заряд и при ее разряде может протекать значительный ток. Получение больших зарядов с помощь лейденской банки значительно способствовало развитию учения об электричестве.

Прежде всего, усовершенствовалась аппаратура для исследования электрических явлений, в частности электрические маслины. Это были, как и первая машина Герике, такие устройства, в которых электрический заряд

рис. 1 получался в результате натирания стеклянного или эбонитового диска кожей или другими подобными материалами.

3атем появился первый электроизмерительный прибор - электрометр. Его история начинается с электрического указателя, созданного Рихманом вскоре после изобретения лейденской банки. Этот прибор состоял из металлического прута, к верхнему концу которого подвешивалась льняная нить определенной длины и веса. При электризации прута нить отклонилась. Угол отклонения нити измерялся с помощью шкалы, прикрепленной к стержню и разделенной на градусы.

После изобретения лейденской банки, когда ученые смогли наблюдать сравнительно большие искры при электрическом разряде, возникла мысль об электрической природе молнии.

Известный американский ученый и общественный деятель Бенджамин Франклин (1706 - 1790) высказал эту идею в письме в Лондонское королевское общество в 1750 г.

В этом письме он объяснял как можно проверить высказанное предположение. Он предлагал поставить на башню будку, на крышу которой вывести железный шест. Помещенный внутри будки человек в случае грозы мог бы извлекать из шеста электрические искры.

В том же году, летом, Франклин в Америке проделал похожий опыт.

После того как была выяснена электрическая природа грозы возникла идея устройства громоотвода для предохранения зданий от пожаров в результате попадания в них молнии.

Громоотводы быстро вошли в практику. Это было первое практическое применение учения об электрических явлениях. Оно способствовало развитию и популяризации науки о электричестве.

Вместе с ускорившимся развитием опытного исследования электрических явлений возникают и теории этих явлений.

Конечно, еще до середины XVIII в. существовали некоторые соображения о природе электричества. Но они были весьма примитивными. В большинстве случаев электрические действия объяснялись наличием вокруг заряженных тел неких электрических атмосфер.

В середине XVIII в. появляются уже более содержательные теории электрических явлений. Эти теории можно разделить на две основные группы.

Первая группа - это теории электрических явлений, основанные на принципе дальнодействия.

Вторая группа - это теории, в основу которых положен принцип близкодействия.

Остановимся сначала на развитии теории дальнодействия, которая получила в XVIII в. почти всеобщее признание. Основоположниками теории дальнодействия были Франклин и петербургский академик Эпинус.

Франклин еще в 40-х г. XVIII в. построил теорию электрических явлений. Он предположил, что существует особая электрическая материя, представляющая собой некую тонкую, невидимую жидкость. Частицы этой материи обладают свойством отталкиваться друг от друга и притягиваться к частицам обычной материи, т. е. к частицам вещества, по современным понятиям.

Электрическая материя присутствует в телах в определенных количествах, и в этом случае ее присутствие не обнаруживается. Но если в теле появляется избыток этой материи, то тело электризуется положительно; наоборот, если в теле будет недостаток этой материи, то тело электризуется отрицательно. Название («положительное и отрицательное электричество», которое так и осталось в науке, принадлежит Франклину.

Электрическая материя, по Франклину, состоит из особо тонких частиц, поэтому она может проходить сквозь вещество. Особенно легко она проходит через проводники.

Из теории Франклина следует очень важное положение о сохранении электрического заряда. Действительно, для создания, например, отрицательного заряда на каком-либо теле нужно от него отнять некоторое количество электрической жидкости, которая должна перейти на другое тело и образовать там положительный заряд такой же величины. После соединения этих тел электрическая материя вновь распределится между ними так, чтобы эти тела стали электрически нейтральными.

Теория Франклина была развита Францем Эпинусом (1724 - 1802). При этом Эпинус как бы брал за образец теорию тяготения Ньютона.

Ньютон предположил, что между всеми частицами обычных тел действуют дальнодействующие силы. Эти силы центральные, т.е. они действуют по прямой, соединяющей частицы.

Эпинус же предполагает, что между частицами электрической материи также действуют центральные дальнодействующие силы. Только силы тяготения являются силами притяжения, силы же, действующие между частицами электрической материи, - силами отталкивания. Кроме того, между частицами электрической материи и частицами обычного вещества, так же как и у Франклина действуют силы притяжения. И эти силы аналогично силам тягогения являются дальнодействующими и центральными. Эпинус сравнивал силы тяготения и электрические силы. Он предполагает, что силы, действующие между частицами электрической материи, «изменяются обратно пропорционально квадрату расстояния. Так можно предполагать с некоторым правдоподобием, ибо в пользу такой зависимости, по-видимому, говорит аналогия с другими явлениями природы». Эта предполагаемая аналогия и дает возможность Эпинусу построить теорию электрических явлений.

Одной из интересных его работ было исследование электрической индукции. Эпинус показал, что если к проводнику приблизить заряженное тело, то на проводнике появляются электрические заряды. При этом сторона его, к которой подносят заряженное тело, электризуется зарядом противоположного знака. И наоборот, на удаленной части проводника образуется заряд того же знака, что и на поднесенном теле.

Эпинус подтвердил и закон сохранения электрического заряда. Он писал: «Если я хочу в каком-либо теле увеличить количество электрической материи, я должен неизбежно взять ее вне его и, следовательно, уменьшить ее в каком-либо другом теле».

Одновременно с теорией электрических явлений, основанной на представлении о дальнодействии, появляются теории этих явлений, в основе которых лежит принцип близкодействия. Одним из родоначальников этой теории можно считать Ломоносова.

Ломоносов был противником теории дальнодействия. Он считал, что тело не может действовать на другие мгновенно через пустое или заполненное чем-либо пространство.

Он полагал, что электрическое взаимодействие передается от тела к телу через особую среду, заполняющую все пустое пространство, в частности и пространство между частицами, из которых состоит «весомая материя», вещество.

Электрические явления, по Ломоносову, следует рассматривать как определенные микроскопические движения, происходящие в эфире. То же самое относится и к магнитным явлениям.

На точке зрения близкодействия в теории электричества и магнетизма стоял и другой петербургский академик - Л. Эйлер. В середине XVIII в., как и Ломоносов, он выступил за теорию близкодействия. Он предполагал существование эфира, движением и свойствами которого объяснял наблюдаемые электрические явления.

После открытия закона Кулона теория дальнодействия совсем вытесняет теорию близкодействия. И только в XIX в. Фарадей возрождает теорию близкодействия. Однако ее всеобщее признание начинается со второй половины XIX в., после экспериментального доказательства теории Максвелла.

Модель самолёта, построенная полторы тысячи лет назад, компьютер, браузерные игры онлайн созданные в Древней Греции… Археологи вновь и вновь находят предметы, которых, вроде бы, не должно существовать. Судя по этим находкам, жители Парфии применяли гальванические батареи, а египтяне - лампы накаливания. Как они повились? Для чего использовались? И не имеем ли мы дело с намеренной мистификацией или неправильным толкованием смысла артефактов?

В 1936 году при раскопках в местечке Куджут-Рабуа близ Багдада австрийский археолог Вильгельм Кёниг обнаружил глиняный кувшин, изготовленный две тысячи лет назад парфянскими гончарами. Внутри невзрачного кувшина высотой примерно 15 см находился цилиндр из листовой меди, в который был вставлен ржавый железный стержень. Все детали были залиты асфальтом, скреплявшим их. Для чего предназначался странный составной сосуд?
1940 году Кёниг обнародовал неожиданную гипотезу: кувшин мог использоваться в качестве гальванической батареи. Если налить в него жидкость, то между стержнем и медной оболочкой окажется слой изолятора. Но в таком случае, электрический ток открыл не Луиджи Гальвани (1737-1798) в серии знаменитых опытов с ножками лягушек, а некий восточный мудрец на два тысячелетия раньше.
Сколь ни странным было такое предположение, но сразу несколько групп исследователей подтвердили, что этот глиняный кувшин и впрямь мог вырабатывать электричество. Чтобы доказать это, учёные изготовили точно такой же кувшин, стержень, цилиндр. Когда в кувшин налили винный уксус и подключили к модели вольтметр, оказалось, что между медью и железом создаётся напряжение в полвольта. Немного, но всё-таки! Значит, парфяне - извечные соперники римлян на Востоке — могли производить электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего им понадобилось электричество? Ведь в Парфии как и в Древнем Риме, — уж это-то мы то знаем! — не пользовались электрическим освещением, не оборудовали колесницы электромоторами, не возводили линии электропередач.
А что если во всём виноваты «тёмные века», лишившие европейцев исторической памяти? И «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а ещё в дохристианскую эпоху? «Электрическое освещение имелось ещё в Древнем Египте», -утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи целую книгу. Их основной аргумент: рельеф из Дендеры, датируемый 50 г. до н.э. На этом настенном рельефе виден египетский жрец, держащий в руках огромный предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри продолговатой колбы извивается змея; её голова обращена к небу.
Для Крассы и Хабека всё ясно. Этот рельеф — технический чертёж продолговатый сосуд и есть элекрическая лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью электрических ламп египетские строители освещали тёмные коридоры и комнаты, когда покрывали их стены изображениями. Вот почему на стенах гробниц нет копоти, которая оставалась бы, пользуйся они … факелами или лампами, заправляемыми маслом. Интересная гипотеза, хоть и очень неправдоподобная. Пусть «багдадские батареи» использовались парфянами для выработки электрического тока, но ведь мощность этих источников питания ничтожна. «Для освещения всех египетских строений потребовалось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн», — подсчитал физик Франк Дёрненбург. В таком случае гальванические батареи античности попадались бы учёным на каждом шагу. Но это не так!
Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как та, что изображена на эрельефе в Дендере. Профессиональные же египтологи истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций. Древнеегипетские изображения всегда символичны и их элементы являются скорее, словами и фразами, которые надо понять. По мнению специалистов, на рельефе в Дендере изображена небесная барка бога Солнца Ра. На её носу находится цветок лотоса (неутомимые толкователи инженерных секретов египтян окрестили эту деталь «ламповым патроном»). По верованиям египтян, солнце каждый раз умирает вечером и воскреет на рассвете. Поэтому его здесь символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Под «лампой накаливания» (на «распределительном ящике», тут же вмешиваются инженеры) застыл, преклонив колени, человек. Это бог. Воздев руки, он направляет Солнце, указывая ему путь в странствиях по небосводу. Самый спорный элемент изображения — пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как истолковать её смысл.
Да и создавая этот рельеф, рабочие наверняка трудились при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В Долине царей археологи встречали изображения, на которых мы видим рабочих, обвешанных подобными лампами, видим, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему же тогда нет следов копоти на стенах и потолке? На самом деле они есть, и археологи не раз находили их. Некоорые слишком закопчённые гробницы приходилось даже реставрировать.
Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Единственное приемлемое объяснение: чтобы покрывать статуи позолотой. Для нанесения гальванических покрытий как раз и нужен ток небольшой силы и низкого напряжения. Высказал подобную идею немецкий египтолог Арне Эггебрехт. В его коллекции имелась небольшая серебряная статуэтка египетского бога Осириса. Её возраст — примерно 2400 лет. Вся она равномерно покрыта тончайшим слоем золота. Эггебрехт давно пытался понять, как древний мастер сделал это. Он взял серебряную копию фигурки, погрузил её в ванну с солевым раствором золота, соединил десять глиняных кувшинов, аналогичных «багдадской батарейке» и подключил этот источник питания к ванне. Через несколько часов статуэтку покрыл тонкий слой золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера.
И всё же загадки остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь без прибора напряжение в полвольта нельзя обнаружить. Даже батарейка в электрическом фонарике имеет втрое больший вольтаж. Гальвани сделал своё открытие случайно. Он заметил, что если к лапке лягушки одновременно приложить пластины из разных металлов, её мышцы непроизвольно сократятся от «электрического удара».
Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они догадались, что с помощью электрического тока можно осаждать золото, содержащееся в растворе? Интересно, а в других странах знали об этом открытии? Как-никак «батарейками», наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего неизвестно об этом.
И действительно ли батарейка применялась для гальванических работ? Из того, что «это было возможно», вовсе не следует, что «это так и было». Почему археологи обнаруживают аналогичные «батареи», в которых внутри медного цилиндра находится медный стержень? Такие батареи не вырабатывают ток, — нужен стержень из другого металла. Может быть, глиняные кувшины с металлическими вставками предназначались совсем для другой цели?
Но, с другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Многие достижения той или иной культуры утрачиваются уже по прошествии нескольких столетий. Войны, пожары, гибель уникальных письменных памятников лишь умножают забвение. Руины разрушенных метрополий древности меньше всего напоминают солидный архив или патентное бюро, в которых заботливо сохранены перечни всех гениальных изобретений. Вспомните великий Карфаген! Город, владевший всем Западным Средиземноморьем, мегаполис, в котором, по свидетельству древних авторов, проживало до 700 тысяч человек был разрушен римлянами дотла. Никаких письменных памятников не осталось от карфагенян кроме… рассказа о плавании Ганнона к берегам Камеруна. Европейцы повторили это великое географическое открытие лишь спустя две тысячи лет…

© uspex-vrn.ru, 2024
Строительный портал - Uspex-vrn